Эссе о неравенстве человеческих рас. Опыт о неравенстве человеческих рас

Эссе о неравенстве человеческих рас. Опыт о неравенстве человеческих рас

[…] Место рождения Виль-д’Авре , Франция Дата смерти 13 октября (1882-10-13 ) […] (66 лет) Место смерти Турин , Италия Гражданство (подданство) Род деятельности писатель , дипломат , политик Язык произведений французский Награды Файлы на Викискладе

Биография [ | ]

Жозеф Артюр де Гобино происходил из дворянской семьи . В 1830 году начал обучение в гимназии Биля (Швейцария, кантон Берн), где он овладел немецким языком и заинтересовался персидским. В 1835 году приехал в Париж . Работал служащим во Французской компании газового освещения, затем в почтовом ведомстве, одновременно подрабатывая журналистским и литературным трудом. В 1843 году познакомился с Алексисом де Токвилем , с которым у него возникли дружеские отношения, продолжавшиеся до кончины последнего в 1859 году. В 1849 году Токвиль, непродолжительное время занимавший пост министра иностранных дел, принимает его на службу в качестве начальника своей канцелярии. В это же время является основателем и редактором монархического журнала «Провинциальное обозрение» и публикует свою поэму «Амандина», в которой впервые изложены основы его элитисткой расовой теории . После отставки Токвиля Гобино находится на дипломатической службе, являясь первым секретарём, а затем главой дипломатических миссий в Берне , Ганновере , Франкфурте-на-Майне , Тегеране , Афинах , Рио-де-Жанейро и Стокгольме . Однако послом он не стал и вынужден был раньше времени уйти в отставку.

Деятельность Гобино не ограничивалась сферой дипломатии: он был талантливым писателем, выступавшим в самых различных жанрах: новеллы, романы, поэмы, драмы . Он писал труды по истории Востока и оставил лингвистический «Трактат о клинописях». Публицистическая деятельность Гобино также была активной. Он увлекался и скульптурой. Его основное сочинение, четырёхтомное «Essai sur l’inégalité des races humaines» (Эссе о неравенстве человеческих рас, 1853, 1855), при жизни автора не пользовалось успехом. Современники почти не замечали его творчества .

В 1876 году встретился с композитором Р. Вагнером (тестем Х. С. Чемберлена), который одобрительно отозвался о его идеях и способствовал их распространению . Так, в начале 1880-х гг. Вагнер заявлял, что их видение прошлого и будущего вполне совместимы, ибо научные работы Гобино давали научное объяснение его собственных расовых идей. Несмотря на критику, его произведения были в целом с одобрением встречены Ф. Ницше . Ромен Роллан отмечал у Гобино «одаренность мыслителя и художника» .

Последним его опубликованным произведением стала трагедия «Амадис», частично опубликованная в 1876 году, и изданная в полном виде в 1887 году посвященная эсхатологическому конфликту «белой» и «жёлтой» рас.

Жозеф Артюр де Гобино скончался 13 октября 1882 года в городе Турине .

Идеи [ | ]

Жозеф-Артюр де Гобино оставил след в истории социальной мысли как один из основоположников современной расистской идеологии . Гобино был по существу первым в XIX веке, кто в развернутом виде сформулировал объективный тезис о расовом неравенстве как объясняющем принципе исторического развития, отразив таким образом субъективную духовную оценку равенства как идеи унизительной для человека. Гобино отождествлял равенство с торжеством посредственности, усредненности, одинаковости, серости. Таким образом, расизм у Гобино - неотъемлемая составная часть его элитистского мировоззрения. Все виды равенства способны вызвать отвращение, но расовое неравенство представляется наиболее фундаментальным, исходным и первичным, из него, по мнению Гобино, проистекают все остальные иерархии.

Центральная проблема, которую Гобино ставит и стремится разрешить в своем главном труде, - это проблема упадка и гибели различных цивилизаций. Изначально в концепции Гобино в качестве основного предмета рассмотрения и главного субъекта исторического процесса выступает раса , или, что для Гобино является синонимом, этническая группа . По его мнению, не определяют жизнедеятельность рас (этнических групп), но, напротив, расы определяют социальные институты. Институты, которые не согласуются с глубинными тенденциями расы, не прививаются, если не происходит расового смешения. Вследствие этого Гобино отрицает цивилизующую роль мировых религий, например, христианства , которое, будучи воспринято самыми различными народами, не может само по себе поколебать их глубинных характеристик и наклонностей.

В трактовке происхождения человеческих рас Гобино тяготеет к полигенетической концепции , согласно которой различные расы имеют различное происхождение. Однако свою приверженность полигенетической концепции он выражает очень осторожно.

Цвет кожи служит для Гобино основанием выделения трех основных рас: белой , жёлтой и чёрной . Эти расы Гобино рассматривает в виде трёхступенчатой иерархической лестницы с белой расой вверху и чёрной - внизу. Внутри белой расы высшее место занимают, по Гобино, «арийцы ». Расы, по его мнению, отличаются постоянством и неуничтожимостью физических и духовных черт; белая раса превосходит остальные в физической силе, красоте, упорстве и т. д. Но самый главный критерий места в расовой иерархии - это интеллект .

Реальное существование трех «чистых» расовых типов Гобино относит к далекому прошлому. Таким образом, «чистых» первоначальных рас давно уже не существует, и в современную эпоху имеют место расовые типы, бесчисленное множество раз смешанные между собой. Понятие «раса» у Гобино выходит из узких антропологических определений, получая символический смысл.

Гобино стремится обнаружить внутренние, «естественные законы, управляющие социальным миром», которые обладают неизменным характером. Такими двумя законами, по Гобино, являются законы отталкивания и притяжения между человеческими расами. В качестве конкретизации этих «законов» выступает фатальный феномен смешения разделенных рас и их бесчисленных комбинаций. Смешение представляет собой необходимый источник возникновения и развития цивилизаций (с обязательным участием «белой» расы), но оно же в дальнейшем является причиной их вырождения.

Тезис о пагубном характере расовых смешений определяет антиколониалистскую позицию Гобино, так как колониальные захваты, по его мнению, способствуют смешениям и, следовательно, вырождению европейской цивилизации.

В трактовке судеб цивилизаций фатализм у Гобино тесно связан с пессимизмом . Он констатирует вырождение европейской цивилизации и пророчит её близкий конец. Гобино отрицает существование общественного прогресса и считает, что европейская цивилизация во многом движется по пути регресса.

Фатализм и пессимизм Гобино исключали практическое применение расистских постулатов, за что и подвергал его критике Хьюстон Чемберлен .

Славяне [ | ]

Согласно Гобино, славяне, будучи некогда в древности белым арийским народом, «ушли на северо-восток нашего континента и там вступили в разрушительное соседство с финнами»; «славянский язык, имеющий общие родовые признаки арийских языков, подвергся сильному финскому воздействию. А что касается внешних признаков, они также приблизились к финскому типу». Гобино приписывал славянам пассивность «в результате большой пропорции жёлтой крови», и сравнивал славянские и семитские народы :

Славяне выполняли в восточной Европе ту же функцию долгого и молчаливого, но неотвратимого влияния, какую в Азии взяли на себя семиты. Подобно последним, они создавали стоячее болото, в котором, после кратковременных побед, тонули все более развитые этнические группы.

Беллетристика [ | ]

Жозеф де Гобино проводил свои взгляды и в беллетристических произведениях , подчёркнуто резко изображая классовую борьбу, становясь при этом на сторону аристократии. Будучи ориенталистом по увлечениям, Гобино передаёт «couleur locale» в «Азиатских новеллах», его «Тифенское аббатство», «Возрождение». Гобино - ученик Стендаля и Мериме .

Гобино и национал-социализм [ | ]

Известность и признание пришли к Гобино только после его смерти и вначале не на родине, а в Германии . В 1894 году в Германии было основано «Общество Гобино», число членов которого в 1914 году достигло 360. Особенно активную роль в распространении гобинизма в Германии сыграл основатель этого общества Людвиг Шеман, издавший ряд сочинений Гобино и исследований о нём . Он же в 1897-1900 годах впервые издал «Эссе о неравенстве человеческих рас» на немецком языке , а также написал двухтомную биографию Гобино (1913–1916). Национал-социалистические теоретики оценили это сочинение так высоко, что специально подобранные фрагменты из него публиковались в 30-е годы в популярных антологиях о расах и приводились даже в школьных учебниках. Таким образом, идеи Гобино пригодились в идеологии Третьего рейха и послужили для формирования нацистской расовой политики , хотя он и не был, подобно X. C. Чемберлену , возведён в ранг «народного мыслителя».

Теория Гобино в германизированной версии была известна некоторым влиятельным политикам и идеологам Японии и стала составной частью японского империалистического мировоззрения. Идеи Гобино получили распространение в Японии, где с ними познакомил учившийся в Германии писатель Мори Огай , который отмечал, что изучение его теории очень полезно, чтобы знать больше о мышлении западного противника и критиковал Гобино за чрезмерный этноцентризм и сведение человеческой культуры к влиянию наследственности. В ноябре 1903 году он прочитал в университете Васэда лекцию о западных воззрениях о «жёлтой угрозе», в которой, в частности, заявил: «Нравится нам это или нет, но мы обречены на противостояние с белой расой» .

Библиография [ | ]

Примечания [ | ]

  1. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  2. Benezit Dictionary of Artists - 2006. - ISBN 978-0-19-977378-7 , 978-0-19-989991-3
  3. Encyclopædia Britannica

Обосновал теорию элит

Жозеф Артур де Гобино, (Gobineau), (1816-1882); французский социолог, писатель и публицист, один из основателей расистской теории и расово-антропологической школы в социологии. Родился 14 июля 1816 в Париже. В 1849-1877 на дипломатической службе. В основном труде "О неравенстве человеческих рас" (1853-1855) пытался обосновать необходимость существования господствующей элиты и выдвинул теорию, по которой неравенство, связанное с расовыми различиями, и вытекающая из него борьба рас являются движущей силой развития народов. По мнению Гобино, наиболее способной к культурному развитию является белая (арийская) раса, особенно ее германская ветвь. Стремясь к расширению своего влияния, арийская раса смешивается с другими расами, что ведет к снижению ее способностей и культуры. Это приводит к утрате высшими расами господствующего положения и возникновению демократии, которую Гобино считал худшей формой государства. Гитлер и другие идеологи нацизма заимствовали и приспособили к собственным мировоззренческим концепциям многие положения теории Гобино с целью обосновать "право" немцев господствовать над миром.

Гитлер: "Вся человеческая культура, все достижения искусства, науки и техники, свидетелями которых мы сегодня являемся, - плоды творчества арийцев... Он [ариец] - Прометей человечества, со светлого чела которого во все времена слетали искры гениальности, разжигающие огонь знаний, освещающий мглу мрачного невежества, что позволило человеку возвыситься над другими существами земли..."

Гиммлер: "Мы считаем, что пока люди живут на земле, законом истории является борьба между людьми и недочеловеками. Право сильной расы является детерминантом справедливости".

Гитлер: "Если поделить человечество на три категории: творцов культуры, ее носителей и ее разрушителей, то представителем первой следует считать лишь арийцев... Немецкий народ - воплощение достоинств арийской расы, он призван в качестве расы господ подчинять себе менее ценные народы, прибегая к любым средствам принуждения... Пусть тот, кто хочет жить, вступает в борьбу, а тот, кто не хочет воевать в этом мире вечной борьбы, не заслуживает права на жизнь".

Использованы материалы сайта http://www.symmetry.ru/mif/reich/00053.htm#329

Другие биографические материалы:

Жуков Д. Первым обосновал расовую теорию (Дмитрий Жуков. Оккультизм в Третьем Рейхе. М., «Яуза», 2006 ).

Федорова М.М. Социальный мыслитель (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д ).

Герман Л.О. Оказал влияние на формирование французской и германской расистской идеологии (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963 ).

Д.Р. Бейкер. Был человеком исключительно широких интересов (Бейкер Джон Р. Раса. Взгляд белого человека на эволюцию. / Джон Р. Бейкер, перевод с английского М.Ю. Диунова. – М., 2015 ).

Гитлер его не читал, но заимствовал (Энциклопедия Третьего рейха ).

Французский философ (Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 ).

Гобино и другие создатели расовой теории (Культурология XX век. Энциклопедия. Том второй м-я С-П., Университетская книга. 1998 ).

Далее читайте:

Гобино, Жозеф Артур де Опыт о неравенстве человеческих рас , Москва, "Одиссей" - "Олма-пресс", 2001 г.

Литература:

Вольтман Л. Полит, антропология: Исследование о влиянии эволюц. теории на учение о полит, развитии народов. СПб., 1905;

Чемберлен Х.С. Арийское мировоззрение. М., 1913;

Ammon О. Die naturliche Auslese beim Menschen. Jena, 1893; Idem. Die Gesellschaftsordnung und ihre naturlichen Grundlagen. Jena, 1895;

Chamberlain H.S. Die Grundlagen des neunzehnten Jahrhunderts. Bd. 1-2. Munch., 1899; Idem. Natur und Leben. Munch., 1928; Idem. Politische Ideale. Munch., 1915;

Herts F.0. Rasse und Kultur. Lpz., 1925;

Gobineau J.-A. de. Essai sur 1"inegalite des rases humaines. V. 1-2. P., 1933;

Hankins F.H. The Racial Basis of Civilization. N.Y.; L., 1926;

Lichtsinn H. Otto Ammon und die Sozialanthro-pologie. Fr./M., etc., 1987;

Race and racism: Essays in Social Geography. L. etc., 1987.

Gaulnier J. Spectre de Gobineau. Pauvret, 1965.

Граф Жозеф Артюр де Гобино родился в 1816 году. В детстве он познакомился с идеями романтизма и политической реакции . Этот аристократ жил в период, когда влияние его сословия окончательно угасало. В годы июльской монархии Луи-Филиппа Гобино стал журналистом. Как и другие интеллектуалы того времени, он испытывал отвращение к скучной, посредственной жизни буржуазной монархии. Гобино стремился объяснить самому себе и остальным два важных факта:

1. Почему французское дворянство угасает?

2. Почему буржуазная жизнь так скучна, низка, бедна и с каждым днем становится все приземлённее?

Гобино стал критиком французского либерализма. Он написал книгу, которая стала ответом на идею Токвиля о ниспосланной свыше неизбежности политического равенства. Многие тогдашние авторы, вроде Конта , выдвигали прогрессивные теории исторического развития, однако Гобино придерживался теории регресса.

Жозеф Артюр де Гобино

В 1853-1855 Гобино опубликовал четырехтомный труд «Опыт о неравенстве человеческих рас». Этот философско-политический трактат опровергал принципы Французской революции и идеи демократии. Ключом к пониманию всей истории Гобино считал расу. Он полагал, что если расовый фактор не будет в полной мере осознан, будущее человечества останется темным и бессмысленным.

По самому характеру задачи, которую Гобино поставил перед собой, его теория истории или философия истории обязаны были быть пессимистическими. Он стремился показать, что аристократии суждено пасть не по своей вине. Он утверждал, что буржуазная жизнь приносит меньше удовлетворения, чем жизнь при старом аристократическом режиме. А поскольку, несмотря на весь свой романтизм, он оставался реалистом, Гобино признавал, что аристократия никогда не сможет вернуть себе прежнее положение.

Тремя основными историческими факторами Гобино считал расовые различия, расовое смешение и возникающее на почве последнего вырождение.

По примеру более ранних и современных ему антропологов Гобино делил человечество на три расы, каждую из которых связывал с определенными культурными и моральными характеристиками:

1. Черная – низшая раса, с ограниченным интеллектом и повышенной чувственностью; обладает большой энергией, напором и волей;

2. Желтая – стоит выше черной; апатичная, склонная к посредственности во всех отношениях; любящая утилитарность, уважающая закон, ценящая умеренную свободу;

3. Белая – арийцы – мыслящая и энергичная, обладающая острым интеллектом, широким представление об утилитарности, настойчивая, любящая свободу, обладающая сильным чувством чести, менее чувственная, чем другие расы.

Гобино полагал, что все эти моральные и культурные характеристики передаются через кровь. В его представлении, истинная цивилизация возможна только через расовое смешение. Он не был упорным сторонником расовой чистоты, считая, что каждая раса может что-то дать другим: например, энергия и напор черной расы могут быть полезны правящей белой расе. С другой стороны, Гобино был уверен, что цивилизация – это всегда результат действий белой расы, то есть кровь белой расы всегда должна преобладать в любой цивилизации. Более того, во всей европейской аристократии должна доминировать белая, арийская, а не латинская кровь. Гобино заявлял, что во Франции живут представители двух разных рас: нордическая аристократия и простолюдины-франки. Когда нордическая аристократия правила Францией, жизнь была хорошей, а цивилизация истинной. Но эти времена прошли.

Причиной тому было вырождение, неизбежное в силу расового смешения. Поскольку белая раса обладала меньшей чувственностью, доминирование арийской крови истощалось, и в каждом следующем поколении арийской крови становилось все меньше и меньше. Вырождение, по Гобино, означало, что люди утратили свои былые духовные ценности из-за разбавления крови в венах. Гобино считал, что расы нестабильны. Они могут называться точно так же, но в настоящее время они стали другими, не теми, что прежде. Ни окружающая среда, ни социальные институты не могут остановить темп вырождения. Следовательно, ни одно из либеральных решений политических или социальных проблем не подходит для решения проблемы расового вырождения. Падение аристократии из-за расового вырождения и объясняет посредственность буржуазной жизни, предвещая еще более посредственное будущее.

Расовая теория Гобино была враждебна двум основным столпам европейской философии XIX века: христианству и либеральному гуманитаризму.

Как добрый католик, Гобино не утверждал, что христианство изжило себя. Но он был уверен, что оно влияет только на жизнь будущую и не оказывает никакого воздействия на жизнь настоящую. Христианство может сделать цивилизацию менее жестокой, но не может остановить вырождения и неспособно повысить статус расы выше того, что заложен в крови.

Расовая доктрина кардинально расходилась с либеральной, поскольку отрицала влияние среды и, что ещё важнее, отрицала моральную основу либерализма, которой являлся нравственно свободный индивид. В расовой философии свобода воли индивида оказывалась ограниченной, ибо все люди объявлялись продуктом расового смешения и, следовательно, продуктами своего расового сочетания. Гобино сделал всех людей беспомощными жертвами собственного рождения. Он поставил все человечество в свое собственное положение – положение мелкого аристократа в эпоху умирания аристократии.

Главный духовный оппонент Гобино, Алексис де Токвиль, писал ему 17 ноября 1853 года, критикуя его теорию:

Ваша доктрина – это своеобразный фатализм, предопределенность, если хотите, но по характеру она очень отличается от теорий блаженного Августина , янсенистов и кальвинистов … Вы постоянно говорите о том, как расы возрождаются или вырождаются, теряют или приобретают через приток новой крови социальные способности, которыми прежде не обладали... Должен честно признаться, что мне подобная предопределенность кажется очень близкой чистейшему материализму . И будьте уверены, что если массы, здравый смысл которых всегда заставляет их следовать самыми избитыми путями, воспримут ваши доктрины, они поведут их от рас к индивидуумам, от социальных способностей к потенциальным возможностям любого рода. Идет ли речь об элементе фатальности в материальном порядке вещей, или Бог сам захотел создать определенных людей, чтобы возложить на них особый груз расы, лишив их при этом способности к определенным чувствам, определенным мыслям, определенным привычкам, определенным качествам – все это не имеет никакого отношения к моей озабоченности практическими последствиями подобных философских доктрин. Последствием обеих теорий станут колоссальные ограничения, если не полный запрет, человеческой свободы. Признаюсь, что, прочитав вашу книгу, я, как и раньше, остался резким противником ваших доктрин. Я убежден, что они наверняка ложны. Я знаю, что они наверняка очень вредоносны. Да, конечно, среди разных семейств, которые составляют человеческую расу, существуют определенные склонности, определенные полезные способности, проистекающие от тысяч разных причин. Но то, что все эти склонности и способности должны быть непреодолимыми, не только никогда не было доказано, но и никто никогда не сможет этого доказать, поскольку, чтобы сделать это, нужно знать не только прошлое, но и будущее.

Гобино не удалось добиться популярности при жизни, но его книги читали и продолжают читать в интеллектуальных кругах всей Европы. «Опыт о неравенстве человеческих рас» часто обсуждался в антропологических журналах. Его идеи оказали сильное влияние на интеллектуалов после 1870 года, когда французские консерваторы пытались объяснить себе поражение во франко-прусской войне , вспышку насилия в дни Парижской коммуны и торжество духовной посредственности в эпоху Третьей республики . Во второй половине XIX века расовое мышление во французской интеллектуальной жизни играло значительно более важную роль, чем в Германии. Ещё сильнее влияние теорий Гобино стало в первой четверти XX века.

Идеей, которая занимала Гобино больше всего, была идея вырождения. В 1857 году Бенедикт Августин Морель определил это понятие так: «Вырождение – это отход от нормального человеческого типа, оно передается по наследству и постепенно ведет к разрушению». Идея быстро распространилась в европейском медицинском сообществе и в среде социальных наук. Наиболее подробно она обсуждается в книге Макса Нордау «Вырождение» (1892-1893). К этому времени вырождение стали ассоциировать не с утратой аристократических ценностей и качеств, но с угрозами для ценностей и респектабельности среднего класса перед напором пролетариата. Это был важный идейный сдвиг. Дегенератами теперь стали называть тех, чей облик и образ жизни резко контрастировал с образом жизни белых, образованных, чистых, здоровых и респектабельных европейцев.

После Гобино европейская расовая философия пережила очередной взлет в конце века благодаря Хьюстону Стюарту Чемберлену , зятю великого композитора Рихарда Вагнера .

Отмеченные постулаты впервые в развернутой форме выдвинул французский философ, писатель и дипломат Жозеф-Артюр де Гобино (1816-1882) в четырехтомном трактате «Опыт о неравенстве человеческих рас» (тт. 1-2, 1853; тт. 3-4, 1855).

Как писатель Гобино был скучноват, но он был талантливым стилистом и выступал в самых разных литературных жанрах: романа, рассказа, драмы, поэмы 1 .Он писал труды по истории и культуре Востока и опубликовал лингвистический «Трактат о клинописях» (1864). Кроме того, он активно выступал в жанре публицистики и занимался скульптурой. Некоторое время Гобино был начальником канцелярии Алексиса де Ток-виля, когда тот занимал пост министра иностранных дел. Однако ни его творческие занятия, ни дипломатическая карьера не могли удовлетворить тщеславную натуру графа де Гобино. С его точки зрения, его заслуги и достоинства не находили должного признания среди современников, поэтому он, по собственному признанию, ненавидел и презирал современную эпоху.

Гобино очень гордился своим знатным происхождением (впрочем, оно было не таким знатным, как он пытался доказать) и восхвалял то время, когда аристократия была на вершине социальной иерархии. Его расизм был составной частью его элитистского мировоззрения. Главной теоретической проблемой, а точнее, навязчивой идеей для него становится поиск «реальных», «подлинных» иерархий, а внутри них - «подлинных» элит. Элиты, которые он стремится обнаружить, должны быть не преходящими, но вечными, безусловными и неизменными. Они не должны зависеть от случайных и второстепенных обстоятельств, вроде собственности, благодаря которой формируется элита в капиталистическом обществе. Неустанное превознесение достоинств элиты («благородных», «королевских детей» и т. п.) в произведениях Гобино служило явным или неявным обоснованием ее привилегий. Отсутствие же таковых выступало в его понимании как следствие деградации общества, его кризиса и порочности.

Гобино ненавидит все виды равенства: классовое, сословное, расовое и т. д. Но расовое неравенство представляется ему наиболее фундаментальным, исходным, первичным. Из иерархии рас проистекают все ос-

1 См., в частности, его произведения в русских переводах: Век Возрождения / Пер. с фр. Н. М. Горбова., М., 1913; Кандагарские любовники / Пер. с фр. И. Мандельштам. Пг., 1923; Влюбленные из Кандагара. (Тот же рассказ в переводе Рюрика Ивнева.) М.; Л., 1926; Великий чародей / Пер. с фр. Р. М. Ивнева. Л., 1926.

тальные иерархии, поэтому она выдвигается на первый план как движущая сила истории.

«Опыт о неравенстве человеческих рас» по жанру - произведение философско-историческое. Центральная проблема, которую Гобино стремится разрешить в своем главном труде, - это проблема упадка и гибели различных цивилизаций. По его утверждению, все цивилизации смертны, и европейская цивилизация в этом отношении отличается от других только тем, что впервые начинает осознавать неизбежность своей гибе-ли .

Следует подчеркнуть, что изначально в концепции Гобино основным предметом рассмотрения и главным субъектом исторического процесса является на самом деле не общество, культура, цивилизация, а раса, отождествляемая с этнической группой. Социальные институты не определяют жизнедеятельность рас (этнических групп), а наоборот, определяются ими: «Это следствия, а не причины» [там же, 66]. Институты, которые не согласуются с глубинными тенденциями расы, не прививаются, если не происходит расового смешения. Поэтому Гобино отрицает цивилизующую роль мировых религий, в частности христианства, которое, будучи воспринято самыми разными народами, не может само по себе поколебать их глубинных черт и наклонностей.

Прежде чем ответить на вопрос о причинах вырождения и гибели цивилизаций, Гобино задается другим вопросом: существуют ли серьезные различия во внутренней ценности разных рас и можно ли оценить эти различия? Учитывая элитистские и иерархические установки его мировоззрения, ответ нетрудно предугадать. Этот ответ, собственно, дан в самом названии его главного сочинения и затем многократно повторяется и детализируется. Три основные расы: белую, желтую и черную, «три чистых и первоначальных элемента человечества» 2 [там же, 247], - Гобино выстраивает в виде трехступенчатой иерархической лестницы с белой расой вверху и черной - внизу. Внутри белой расы высшее место занимают «арийцы». Расы отличаются постоянством и неуничтожимос-тью физических и духовных признаков.

Гобино подчеркивает интеллектуальное превосходство белой расы, но вместе с тем отмечает превосходство других рас в области чувств [там же, 354]. Негры, по его мнению, выше остальных рас в сфере художественного творчества, и искусство возникает только при смешении с черной расой. Казалось бы, подобные сравнительные характеристики могут привести его к релятивизму в оценке различных рас: одни выше в одном отношении, Другие - в другом. Но такого вывода сторонник неравенства,

2 «Краснокожие», по Гобино, -результат смешения «желтой» и «черной» рас.

конечно, не делает. По Гобино, белая раса превосходит остальные в физической силе, красоте, упорстве и т. д. Но главный для него критерий места в расовой иерархии - это интеллект. Поскольку умственные способности белой расы он оценивает как самые высокие, постольку он помещает ее на верхней ступени иерархической лестницы.

Необходимо отметить, что реальное существование указанных трех «чистых» расовых типов Гобино относит к далекому прошлому. В ходе последующего исторического развития постоянно формировались разнообразные комбинации их между собой, затем комбинации образовавшихся комбинаций и т. д. [там же, 354-355]. Таким образом, «чистых» первоначальных рас давно не существует, и в современную эпоху, по Гобино, имеют место расовые типы, бесчисленное множество раз смешанные между собой.

Категоричность и безапелляционность, с которыми Гобино описывает (ссылаясь на авторитет науки) столь удаленные во времени типы, поразительны. При этом он описывает их достоинства в настоящем времени, как бы забывая об их временнуй удаленности; в результате эти «чистые» типы фигурируют в его концепции как существующие в настоящее время.

Любопытно, что «Опыт о неравенстве человеческих рас» был написан в то время, когда Гобино еще ни разу не покидал Европу, а контакты с неевропейцами были чрезвычайно редки. Очевидно, что его представления о сравнительной ценности различных рас вырабатывались на основе уже сформировавшихся ранее предрассудков, бытовавших в его собственной среде. Правда, он подчеркивает, что сравнивает не индивидуальных представителей различных рас (это, по его мнению, «слишком недостойно» науки [там же, 257]), а группы.

Впрочем, его сравнения различных групп внутри белой расы так же категоричны и безапелляционны, как и межрасовые. Нисколько не колеблясь, Гобино утверждает, что итальянцы красивее, чем немцы, швейцарцы, французы и испанцы; что англичане красивее телом, чем славяне, и обладают самой большой силой кулака среди европейцев; что французы и испанцы обладают лучшей сопротивляемостью усталости, лишениям, неблагоприятным климатическим условиям, чем другие европейцы.

Понятие «раса» у Гобино не отличается определенностью. Тем не менее, именно в сфере рас ищет он решение проблемы «вырождения» и гибели цивилизаций, отказываясь видеть причины этих процессов в моральном и политическом разложении обществ или в специфике географических условий. Он стремится обнаружить «естественные законы, управляющие социальным миром» и обладающие «неизменным» характером. Такими двумя законами в его понимании являются законы отталкивания и притяжения между человеческими расами. В качестве конкретизации этих «законов» выступает фатальный феномен смешения рас и их бесчисленных комбинаций. Смешение рас рассматривается как фундаментальный процесс, определяющий весь ход исторического развития.

Смешение рас представляет собойнеобходимый источник возникновения и развития цивилизаций (с обязательным участием «белой» расы), но оно же в дальнейшем являетсяпричиной их вырождения - такова, согласно Гобино, трагическая диалектика истории. Смешения в какой-то мере возвышают посредственных людей, массу, но за счет исчезновения лучших, благородных элементов, что в конце концов ведет общества и человечество к деградации и гибели.

Отмечая необходимость и неизбежность смешения рас, их взаимозависимость в процессе создания и развития цивилизаций, Гобино ведущую роль в этом процессе отводит «белой» расе. Именно этой расе в наибольшей мере присуще «мужское» начало, «жизненный элемент», без которого другие расы пребывают в состоянии неподвижности. Этот тезис Гобино перекликается с делением человечества на «активные» и «пассивные» расы, о котором ранее говорил немецкий историк Г. Клемм. Гобино выделяет в истории десять цивилизаций; все они в его истолковании обязаны своим возникновением инициативе «белой» расы. Это индийская, египетская, ассирийская, греческая, китайская цивилизации, древняя цивилизация италийского полуострова, западная цивилизация, созданная германцами, и три цивилизации Америки: аллеганская, мексиканская и перуанская.

Любопытно, что тезис о пагубном характере расовых смешений определил антиколониалистскую позицию Гобино, так как колониальные завоевания, по его мнению, способствуют смешениям и, следовательно, вырождению европейской цивилизации. Это отличает его от многих других представителей школы, но, впрочем, не помешало истолкованию его идеи «превосходства» белой расы для обоснования колониалистс-ких устремлений.

Подобно Сен-Симону, Конту и Марксу Гобино любил заниматься пророчествами. Его пророчества в целом проникнуты фатализмом и пессимизмом. Помимо общего предсказания грядущей гибели европейской цивилизации, он прогнозирует не только омассовление, но и «обезлюдение» Земли в результате расовых смешений.

В отличие от многих своих современников Гобино не верит в прогресс. Скорее он верит в регресс: во всех его рассуждениях постоянно присутствует мысль о том, что «золотой век» - достояние далекого прошлого, и ничто не может его возродить. Цивилизации он рассматривает как локальные организмы, проходящие одни и те же циклы развития (от рождения - к смерти). Само понятие цивилизации выступает у него не как оценочное, а как чисто описательное и применяется к самым различным обществам, в том числе неевропейским.

Таким образом, европоцентризм многих предшествующих философс-ко-исторических и социологических систем сменяется у Гобино культурным релятивизмом, а положение о расовом неравенстве сосуществует с представлением о равноценностиразличных цивилизаций*. Его концепция предваряет наиболее значительные теоретические системы, рассматривающие всемирную историю как сосуществование и смену самостоятельных, самодостаточных и равноценных культур (цивилизаций): теорию культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, «морфологию культуры» О. Шпенглера, концепцию локальных цивилизаций А. Тойнби. Более чем за полвека до Шпенглера он предсказывал «закат западного мира». Задолго до Шпенглера он поставил проблему «жизненности» культур и использовал характерное для немецкого философа понятие «судьбы» применительно к культурам, цивилизациям, народам.

Критики «массового общества» на Западе, и прежде всего X. Орте-га-и-Гассет, в лице Гобино также имели своего предшественника.

Собственно расовая теория Гобино нашла признание уже после его смерти и главным образом не во Франции, а в Германии, что было связано с развитием национализма и расизма в этой стране на рубеже XIX-XXвв. Еще в конце жизни Гобино сблизился с одним из лидеров германского национализма, композитором Рихардом Вагнером; его произведения были с одобрением встречены Ф. Ницше. В 1894 г. по инициативе Л. Ше-мана, популяризатора идей французского философа, в Германии было основано «Общество Гобино». В 1939-1940 гг. в Германии вышло уже пятое издание «Опыта о неравенстве человеческих рас». Специально подобранные фрагменты из него в период третьего рейха публиковались в популярных антологиях о расах и приводились даже в обязательных школьных учебниках.

Правда, нацистские идеологи давали в значительной мере ложное истолкование концепций Гобино для своих пропагандистских целей, так же как они поступали с наследием Гёте, Шиллера, многих немецких филосо-

3 Гобино подвергает критике европоцентристские оценки других народов: «Из-за того, что внешний облик их цивилизаций не напоминает наш собственный, мы склонны часто поспешно заключать, что либо они варвары, либо они ниже нас в достоинствах. Нет ничего более поверхностного и, следовательно, более подозрительного, чем заключение, сделанное из подобных оснований» [там же, 149]. Такие суждения не противоречат его утверждению относительно превосходства «белой» расы; ведь с его точки зрения все цивилизации, как европейские, так и неевропейские, созданы прежде всего ее усилиями.

фов. Они постарались не заметить, что Гобино считал немцев наиболее смешанной из европейских наций, относя его рассуждения о «германцах» на счет населения современной Германии. Его высокая оценка евреев явно не вписывалась в антисемитский бред нацистских идеологов. Фатализм и пессимизм Гобино исключали какое-либо практическое применение расистских постулатов, за что его критиковал один из апостолов германского национал-социализма, X. Чемберлен. Тем не менее, расовый детерминизм и элитизм явились реальным вкладом в мифологию немецкого фашизма, и Гобино как мыслитель несет за это ответственность.

Отдавая дань авторитету науки, Гобино квалифицирует жанр, в котором написан «Опыт», как «моральную геологию». В его сочинении имеется множество ссылок на ученых - представителей различных областей конкретного знания. Но на самом деле позитивистско-сциентистская оболочка в данном случае скрывает в себе романтико-мифологическую интерпретацию всемирной истории. Метод Гобино лишен минимальной научной строгости. Истолкование исторических фактов, призванное обосновать его расистскую теорию, - это часто полет ничем не ограниченной фантазии. Теория в целом изобилует множеством порочных кругов, противоречий и тавтологических утверждений. Собственно, тавтологично главное утверждение Гобино: смешение рас выступает в его концепции одновременно как признак вырождения цивилизаций и какпричина этого вырождения; отсюда бессмысленность этого утверждения. Научные данные никак не подтверждают тезис о пагубности расовых и этнических смешений ни в биологическом, ни в культурном отношениях. Наоборот, имеется немало научных данных, свидетельствующих о благотворности такого рода смешений. «Прогноз» Гобино относительно депопуляции, обезлюдения в результате смешений, не подтвердился.

В концепции Гобино раса (и этническая группа, понимаемая как расовая) - подлинный субъект социально-исторического действия. Вопреки своему декларируемому намерению он решает не проблему «жизненности» цивилизаций, а проблему «жизненности» рас; именно последняя волнует его на самом деле. Но Гобино не был биологом или антропологом, чтобы решать последнюю проблему. Вместе с тем он оказался и вне социальной науки, так как представлял историю обществ в виде «истории кровей».

Представители аристократических течений выдвигают и развивают различные националистические идеи и учения. Следует упомянуть и о «химии рас» Ж.А. де Гобино.

Граф Жозеф Артюр де Гобино (1816–1882), Гобино происходил из захиревшей дворянской семьи. В 1835 г. он приехал в Париж. Работал служащим во Французской компании газового освещения, затем в почтовом ведомстве, одновременно подрабатывая журналистским и литературным трудом. В 1849 г. А. де Токвиль, непродолжительное время занимавший пост министра иностранных дел, принимает его на службу в качестве начальника своей канцелярии. После отставки Токвиля Гобино находится на дипломатической службе, являясь первым секретарем, а затем главой дипломатических миссий в Берне, Ганновере, Франкфурте-на-Майне, Тегеране, Афинах, Рио-де-Жанейро и Стокгольме. Однако послом он не стал и вынужден был раньше времени уйти в отставку. Дипломатическая карьера не принесла Гобино удовлетворения. Скончался 13 октября 1882 г в психиатрической лечебнице Гренобля.

Основные произведения : «Опыта о неравенстве рас» (4 тт.).

Гобино был талантливым писателем, выступавшим в самых различных жанрах: новеллы, романа, поэмы, драмы. Он писал труды по истории Востока и оставил лингвистический «Трактат о клинописях». Публицистическая деятельность Гобино также была активной. Он увлекался и скульптурой.

Ж.А. де Гобино пытается объяснить весь ход человеческой истории, исходя из тех особенностей, которые произвольно приписываются им расам и народам. Важнейшее значение при этом он придает, с одной стороны, «чистоте», с другой – «смешению» рас. Гобино исходит из того, что некогда не было деления на расы, а существовало единое человечество – первобытный человек, «адамит», нам совершенно неизвестный. Позднее возникает доступное нашему наблюдению деление человечества на три расы: белую, желтую и черную. Смешение этих основных рас порождает дальнейшие расовые деления человечества.

Совершенно без всяких оснований Ж.А. де Гобино заявляет, что «чистота» расы имеет решающее значение для физических и психических качеств народов, и не менее произвольно приписывает одним народам расовую «чистоту», а другие объявляет продуктом «смешения» рас. Чем чище раса, тем она, по его мнению, совершеннее. Пока раса чиста, образ мыслей у всех представителей данного народа одинаков, учреждения остаются неизменными.

Ж.А. де Гобино пытается объяснить французскую буржуазную революцию XVIII в. и образование буржуазных демократий в Западной Европе «смешением рас», которое, по его мнению, неуклонно возрастает в истории человечества. Он уверяет, что «неоднородность» крови создает расхождение в воззрениях, что вследствие смешения рас происходят вырождение, неурядицы, болезненный застой, обнаруживается «дух легкомыслия», «жалкий изменчивый характер».

Наиболее «чистая» раса, по его утверждению, белая; она превосходит все остальные своей красотой, умом и силой; она одна пенит жизнь и честь: «Важнейшим пунктом земли является тот, где в данный момент живет наиболее чистая, разумная и сильная группа белых людей. Если бы под влиянием непреодолимых сил она принуждена была переселиться в полярные страны, то и центр умственной жизни склонился бы также в эту сторону».

Наблюдая укрепление буржуазной демократии и предвидя возрастающую роль масс, Ж.А. де Гобино пророчит «крушение» цивилизации, будущие судьбы человечества не внушают ему никаких надежд, так как будет продолжаться роковое влияние неуклонно происходящего «смешения рас».

44) историческая школа права в западной европе в конце 18 века

XVIII век (эпоха Просвещения)

Новый переломный этап зарождения буржуазных отношений, когда старая школа и образование никого не устраивали. Социальные институты, идеология феодализма превратились в тормоз для развития воспитания и образования. Отсюда – решительно пересматривалась концепция отношений человека и мира.

Характерные черты:

· Растет число светских учебных заведений.

· Критика сословного воспитания и образования и расширяются масштабы образования для третьего сословия.

· Идеи переустройства общества с помощью просвещения.

Была предложена программа образовательных реформ (принятие эдиктов в Пруссии и Франции, проекты школьного образования Великой Французской революции). Так, В "Декларации прав человека и гражданина" (1789) провозглашалась задача организации "общественного образования, доступного всем гражданам, бесплатного в тех частях обучения, которые необходимы всем людям без изъятия".

В основе образовательных реформ – следующие идеи:

· Всеобщность обучения

· Обучение на родном языке

· Значимость естественнонаучных знаний

· Посещение школы как гражданской обязанности

· Активное мотивированное обучение

· Отказ от вербального преподавания

· Изучение национальной истории

· Необходимость формировать человека, полезного обществу.

Педагогическая проблематика становится самой престижной отраслью научных исследований, в результате чего превращается в самостоятельную науку. Идеалом личности становится свободный человек, просвещенный гражданин.

Большинство идей Просвещения остались неосуществленными, однако они стали ориентирами развития школы.

С середины XVII до конца XVIII в. расширялись масштабы образования первого и второго, а также верхов третьего сословий . В результате соперничества католической и протестантской церквей усложняются задачи и программы обучения, растет результативность деятельности учебных заведений.

Начальная школа

Развитие учреждений начального обучения в Западной Европе представляло собой сложную картину борьбы нового со старым. В целом начальная школа не справлялась со своими задачами. Основная масса населения (прежде всего крестьяне) оставалась неграмотной. Правящие классы пренебрегали просвещением народа. Скажем, в Англии в конце XVIII в. на 1712 жителей в среднем приходился лишь один учащийся. Не лучше выглядела ситуация и во Франции. Королевские власти не выделяли ни одного су на школы для низших слоев населения. В большинстве провинций не хватало начальных учебных заведений.

Государства Европы предпринимают попытки изменить положение. Так, в Пруссии с 1717 и 1732 г. Издаются эдикты об обязательном обучении детей в возрасте от 5-12 лет.

То же и во Франции, но они не выполняются. Однако при всех недостатках растут масштабы и результативность начального образования. В конце XVII в. грамотность мужского городского населения колебалась в пределах 40 - 80%. Особенно высок был ee уровень в первом и втором сословиях: у мужчин до 100%, у женщин - до 70%. Распространялась грамотность и среди городской части третьего сословия: представители "свободных |профессий" и промышленники - свыше 60%, коммерсанты - около 40%. Еще большая часть населения была охвачена элементарным обучением в конце XVIII в. Росла грамотность в городах. В итоге к концу века 47% мужчин и 26% женщин во Франции были грамотными.

Средняя школа.

Получает дальнейшее развитие. Основным типом школьного образования становится школа классического типа: в Германии – городская (латинская) школа и гимназия, в Англии – грамматическая школа, в Франции – коллеж.

Основная часть учебного времени в классических гимназиях отводилась на изучение классических языков, античной литературы и искусства. Одновременно преподавались математика, география, ествественные науки.

Живительную струю в организацию школ начального обучения внесли представители движения Реформации в Германии, Англии и США.

Так, яркий образец программы элементарных школ, создававшихся деятелями Реформации, т. н. Готский школьный устав (1642), для многих соответствующих учебных заведений в Германии (отражены идеи Я. А. Коменского и В. Ратке). Уставом планировалось обучение в трех классах: низшем, среднем и старшем. В первых двух классах по катехизису обучали и, родному языку (чтение, письмо), счету, церковному пению. В старшем классе к этому добавляли "мирские предметы": изучение обычаев, начала естествознания, местной географии. Последние содержали знания о природе (например, почему молния видна раньше, чем слышится гром), о ведении хозяйства (советы земледельцу), первые сведения о судопроизводстве и собственности (например, что такое межа между частными владениями). Преподавать "мирские предметы" надлежало, опираясь на наглядность и наблюдения; учитель должен был добиваться достижения учениками определенного уровня подготовки.

Начальный возраст ученика определялся Готским уставом в 6 лет; учиться школьник мог до тех пор, пока не сдавал экзамен (но не дольше, чем до 14 лет). Занятия шли круглый год, пять дней в неделю (за исключением среды и субботы), по шесть часов ежедневно. В деревенских школах предусматривались шестинедельные летние каникулы, в городских - четырехнедельные. Всем предметам, кроме "мирских", обучал один учитель - шульмейстер. "Мирские предметы" преподавали специальные учителя Предполагалось поднять социальный статус учителя путем создания специальных учреждений подготовки шульмейстеров, введения постоянной оплаты учительского труда.