Древние племена индейцев майя. Таинственная цивилизация - племя майя

Древние племена индейцев майя. Таинственная цивилизация - племя майя

МАОУ Наро-Фоминская средняя общеобразовательная

школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов

Тема: «Племя Майя. Загадки древней цивилизации»

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ

Кравченко Егора

3 «В» класс

Руководитель: Коняхина С.А.

г. Наро-Фоминск

2013 г.

План

Введение......................................................................................... 4

    Племя майя. Кто они?.......................................................... 5

    Быт и социальное устройство индейцев майя................ 8

    Математика Майя................................................................ 12

    Что представляет собой календарь племени майя.......... 14

    Архитектура цивилизации майя........................................ 16

    Древние рукописи племени майя...................................... 19

Заключение................................................................................... 22

Библиография............................................................................... 23

Приложение ……………………………………………………. 24

Введение

Вот и прошел 2012 год, а соответственно весь мир «пережил» 21 декабря 2012 года. Об этом дне «шумели» все телеканалы, говорили и обсуждали по радио и, естественно, меня заинтересовала эта дата, а точнее, что с ней было связано - предрекаемый некими майя «конец света».

Так кто же эти люди, что напустили страха своими предсказаниями на весь мир, чем они интересны и почему спустя многие годы современное человечество прислушивается к их пророчествам?

При работе над этой темой, я поставил перед собой цель познакомиться с цивилизацией Майя, понять, в чем ее уникальность и отличить правду от вымысла в предсказаниях Майя. Добиться этой цели мне помогло изучение быта, культуры и достижений индейцев Майя.

1. Племя майя. Кто они?

Около 10000 лет тому назад, когда закончился последний ледниковый период, люди с севера двинулись осваивать южные земли, известные теперь под названием Латинская Америка. Они расселились на территории, составившей потом область майя, с горами и долинами, густыми лесами и безводными равнинами. В область майя входят современные Гватемала, Белиз, южная Мексика, Гондурас, Сальвадор.


В течение последующих 6000 лет местное население перешло от полукочевого существования охотников-собирателей к более оседлому земледельческому образу жизни. Они научились выращивать кукурузу и бобы, с помощью разнообразных каменных приспособлений измельчали зерно и готовили еду. Постепенно возникали поселки. Примерно в 1500 году до н. э. началось повсеместное строительство поселков сельского типа, послужившие сигналом о начале так называемого «доклассического периода», с которого начинается отсчет столетий славной цивилизации майя.

Свое начало она берет в ранний доклассический период истории (2000 г до н.э.). Именно тогда строится город Куэйо. В течении следующего тысячелетия появляются также Копане, Ламанай и Кахаль Печ – самые древние из найденных городов майя. Индейцы строили в своих городах храмы, дворцы, жилые помещение и даже подземные кладовые. В следующие пятьсот лет территория,заселяемая майя, значительно разрастается. У них начинает развиваться торговля. Значительные перемены происходят в науке и искусстве. И уже в 400 году до нашей эры майя создают свой первый календарь. В обществе начинают происходить изменения, оно становиться иерархичным. В это же время происходит основание города Теотиукана - места, где человек становиться богом. Долгое время этот город является культурным и духовным центром Месоамерики. Он оказывает значительное влияние на развитие всей цивилизации майя. Индейцы тщательно спроектировали Теотиукан. Он имел правильную сеть улиц, пересекающихся строго под прямым углом с центральным проспектом.

На период с 600 по 900 года нашей эры припадает расцвет цивилизации майя. Индейцы строят города численностью до десяти тысяч человек, что значительно превышает численность городов Европы того времени. Более того, города того времени соединены сетью дорог.


Но в последующий полувековой период истории происходит что-то загадочное, что приводит к упадку высокоразвитых городов майя. Однако еще большей загадкой для ученых является внезапное исчезновении цивилизации майя . Примерно в районе 830 года нашей эры, все города индейцев были оставлены, а люди, жившие в этих городах - ушли в джунгли и деградировали до более низких по уровню развития племен. При этом, все жреческие учения исчезли или трансформировались, утеряв при этом свою научную ценность. Цивилизация прекращает свое развитие, начинает идти на спад. У ученых нет единого мнения на этот счет. Произошла ли экологическая катастрофа, сразила ли людей болезнь или пришли завоеватели. Неизвестная причина приводит к значительному сокращению численности населения. Уже с десятого века нашей эры майя перестают возводить каменные сооружения.

В шестнадцатом веке испанцы начинают завоевание территории, на которой проживали оставшиеся майя. Народ противится завоевателям. Но спустя 170 лет борьбы, испанцы полностью подчиняют себе все земли.

По завершению колониального периода истории в 1821 году, Мексика получает полную независимость от Испании. Племена майя, проживающие на этой территории начинают масштабное пятидесятилетнее восстание против авторитарности правительства Мексики. Но оно оказывается подавленным.

На сегодняшний день индейцы майя и ацтеки составляют 30 % населения Мексики.


Но путь развития этих цивилизации перестал быть самобытным с момента вторжения испанских колонизаторов. Племя майя хоть и поддерживает своеобразную самобытность в культуре, образе жизни и одежды, уже никогда не образует могущественную высокоразвитую цивилизацию.

Вот так зародилась, развивалась и разрушилась величайшая из мировых цивилизаций. Но она оставила после себя множество тайн и загадок. В частности, волнующее многих предвещание конца света или перехода человечества из одной эры в другую.

2. Быт и социальное устройство индейцев Майя

Человек являлся ценным членом общества, пронося через всю жизнь то, чему его обучали в детстве. Вот как описывают людей племени майя современные историки: средний мужчина имеет рост 1,5–1,6 метра, а женщины в среднем на 10–15 сантиметров ниже. Цвет кожи коричневый, с медным отливом, глаза черные или темно-карие, волосы черные.

У народа майя существовали свои представления о красоте, например, одним из признаков красоты у них считалось косоглазие, для чего к волосам ребенка прикреплялась бусинка, которая должна была свисать между глазами и тем самым способствовать появлению желанного эффекта.


Другим достоинством был высокий плоский лоб, являвшийся признаком ума и высокого положения. Этого тоже можно было добиться искусственным путем: обычно к черепу ребенка при помощи материи крепилась небольшая дощечка, которая деформировала череп именно так, как это было нужно родителям малыша.

По достижении определенного возраста, когда юноши и девушки уже могли считаться взрослыми, и те и другие подпиливали себе зубы. Острые зубы считались признаком красоты. При этом те, у кого была возможность, инкрустировали свои зубы нефритом или бирюзой.

Майя не нуждались и в прочной одежде: теплый климат не способствовал развитию этого вида ремесел. Мужчины носили простые набедренные повязки и нечто вроде плаща, называвшегося «пати» и накидывавшегося на плечи. Обладателями мокасин из оленьей шкуры были весьма немногие. Женщины же носили два предмета одежды: куб – длинный кусок ткани с нанесенным рисунком и отверстиями для головы и рук, и подобный же предмет, служивший в качестве нижнего белья. И мужчины, и женщины использовали в прохладную погоду «манта» – квадратный кусок плотной ткани, в остальное время служивший одеялом. Его же, кстати, вешали и вместо двери в дом. Некоторые исследователи считают, что одежда из хлопка была привилегией властных сословий, остальные обходились пальмовыми волокнами. Майя было известно множество природных красителей, практически все традиционные европейские и еще несколько из местных видов растений, так что одежда отличалась буйством красок, естественно, у тех, кто мог себе это позволить.

Скудость одежды с успехом заменяло обилие украшений, которые носили и мужчины, и женщины. Украшения изготовлялись из любого подручного материала: костей, камней, дерева, перьев и носились в губах, носу, ушах.

Богатые соплеменники могли позволить себе украшения из металла и нефрита. Свои тела майя покрывали краской: воины – черной и красной, жрецы – голубой (так же, как и жертвы), подростки – черной, рабов же раскрашивали в черно-белую полоску.

Одним из главных занятий древних Майя было сельское хозяйство. Фермерство было очень развито, им занималось подавляющее большинство жителей. Преимущественно фермеры выращивали на своих наделах бобовые и зерновые культуры, овощи, фрукты. Самый распространенный злак на майянских полях – кукуруза. Но помимо нее сажали еще и какао, батат, помидоры, папайю, авокадо и другие культуры.

Для улучшения плодородия почвы применялась технология «мильпа» или обрезно-огневая. Суть ее в том, что ранней весной индейцы скашивали траву и кустарники, а потом все это высушивали и поджигали. На удобренных золой землях делали лунки, куда и высаживались семена. Чтобы замедлить падение плодородия почвы, применяли севооборот. Различные культуры каждый год меняли местами, вследствие чего можно было один и тот же участок засевать много лет. Когда же урожайность падала, переходили на новое место.

На горных склонах использовали террасное земледелие. Майя строили каменные перемычки, которые засыпали землей. Такие террасы позволяли получать хорошие урожаи в сильно пересеченной местности, где обычное земледелие невозможно или сильно затруднено.

Растения выращивали не только для личного питания, но также на корм скоту, для изготовления одежды, получения красок, в лекарственных целях. Растительная медицина вообще была очень хорошо развита у Майя. Домашних животных Майя имели очень немного, в основном это были собаки. Тяглового скота они не имели совсем. Зато имелось немало домашней птицы, преимущественно уток и индеек. Птица давало не только мясо, но и перья для украшения одежды.

Помимо названного, источником пропитания Майя были также рыболовство, охота на диких животных и бортничество. Впрочем, Майя добывали мед не только у диких пчел, но разводили и домашних.

Главный продукт питания – кукуруза. Из нее готовили множество разнообразных блюд. Из кукурузной муки делали лепешки и разнообразную выпечку.

В племенах Майя существовало половозрастное разделение труда. Мужчины занимались земледелием, охотой, рыбной ловлей. Женщины вели домашнее хозяйство, шили одежду, мололи зерно. Дети с малых лет помогали родителям. В семье Майя не бездельничал никто.
Согласно археологическим изысканиям, стало известно, что за всю историю существования этой древней цивилизации народ майя никогда не был сплоченным. Так же как и во многих других древних государствах, общество было поделено на касты. К высшим кастам принадлежали правители, жрецы и крупные землевладельцы, к низшим - простые труженики.

В культуре майя религия играла важнейшую роль, т.к. пронизывала все сферы жизни. Жрецы пользовались огромным влиянием среди знати и народа, потому что, руководя церемониями и ритуалами, они провоцировали паранормальные явления, приписывая это различным богам. Боги олицетворяли силы природы, звезды и дождь, необходимый для выживания.

Среди богов, в честь которых устраивали праздники, которым каялись и приносили себя в жертву, выделяются следующие: Чаак, бог Дождя и Молний; Хунаб Ку, бог Создатель; Ицамна, сеньор Небес; Иш-Чель, богиня Луны и родов; Ик, бог Ветра; Эк-Чуах, покровитель какао и бог войны; Ах Пуч, бог Смерти, которого так же называли Юм Кимиль или Кисин. Майя верили в то, что до них боги неоднократно разрушали и создавали Вселенную, в которой люди изменялись, чтобы стать лучше и, наконец, достигли мира своей эпохи, где люди, созданные из кукурузной муки, должны были поддерживать милость богов дарами и жертвоприношениями, чтобы те, в свою очередь, поддерживали существование космоса.

По мифологическим представлениям майя, человеческая кровь питала и укрепляла богов, которые, в свою очередь, давали силу людям. Считалось, что наибольшей магической силой обладает кровь языка, ушных мочек и гениталий. Во время обряда кровопускания на центральной площади города собирались тысячные толпы людей. На семьи правителей, возлагалась обязанность проводить обряд кровопускания при каждом важном событии в жизни городов-государств, будь то освящение новых зданий, наступление посевной страды, начало или завершение военной кампании.

3. Математика Майя

Майя использовали в математике двадцатиричную систему счисления. Почему именно 20 стало основой их счета - установить уже невозможно. Но на помощь приходит простая логика. Она подсказывает, что для древних майя сам человек стал идеальной математической моделью, которую они и взяли за единицу счета. Действительно, что может быть естественней и проще числа пальцев на руках и ногах?

Между прочим, такому объяснению есть подтверждение. Слово «виналь» (так на языке майя назывался двадцатидневный месяц) связан с со словами «двадцать» и «человек». По-видимому, говоря «один человек», древние майя механически представляли себе число 20 (если, конечно, в это время речь шла о каких-то количественных единицах). Известно, что подавляющее большинство народов мира пользуются сейчас так называемой арабской цифровой системой, созданной в Индии в V веке н.э. В соответствии с этой системой цифры стоят друг за другом от первого порядка к последующим, а именно: единицы, десятки, сотни, тысячи и т.д. Древние майя тоже пришли к использованию позиционного принципа. Однако, в отличие от европейцев, им не у кого было заимствовать этот принцип. Они сами додумались до него, причем почти на тысячу лет раньше! Только запись цифр они вели не горизонтально (в строчку), а вертикально, снизу вверх, как бы возводя некую этажерку из цифр.

Нумерация майя базировалась на трех символах. Точка обозначала единицу, линия - пятерку и стилизованно представленная улитка использовалась для обозначения нуля или номера 20.Таким образом, цифры от 1 до 4 обозначались точками, цифра 5 - линией, число 6 - линией с точкой, число 18 - тремя линиями и тремя точками над ними и так далее.

Примечательно, что знак для нуля майя ввели в расчеты на много столетий раньше, чем это сделали европейцы. Изобретение этого знака в столь отдаленные времена поднимает математический гений майя на поразительные вершины. Это означало величайший прогресс в области абстрактного мышления.

Какие же вычисления производили майя? Из сообщений испанцев мы знаем, что арифметические расчеты производили купцы. Но, прежде всего, математические действия с применением многозначных чисел связаны с астрономическими вычислениями, которые лежали в основе календаря.

Так, начав с конкретного (один человек - двадцать пальцев), древние майя поднялись на вершину абстрактного мышления, создав двадцатеричную систему счета и оперируя с бесконечно большими величинами!

Интересно отметить, что майя были знакомы с ними не только теоретически. Например, стелы из священного города Копана, сплошь украшенные датами. На одной из них жрецы записали начальную дату летоисчисления рода человеческого - 5041738 год до нашей эры!

4. Что представляет собой календарь племени Майя

Один из главных секретов майя связан с их знаменитым календарем. Он создан на основе астрономических исследований, и удивительная точность его прогнозов подтверждается современными учеными. Древние жрецы майя , одновременно выполнявшие функции астрономов, из специальных каменных обсерваторий вели свои наблюдения за небом, причем они преследовали весьма приземленные цели, составляя свой знаменитый календарь майя . Астрономические расчеты были нужны для успешного земледелия племени: так, от положения планет зависело планирование сельскохозяйственных работ.

Но также астрономия помогала решать и более глобальные задачи. Посредством этой науки можно рассчитать жизненные циклы Земли, что и делали жрецы майя.

По календарю майя , отчет эпохи, в которую мы живем, идет с начала IV века до н.э., и она должна была закончиться в 2012 г. Жрецы предложили теорию, согласно которой, человечество существует в течение четырех «Солнц», и эпоха современная – это «Пятое Солнце». По убеждению предсказателей майя , конец каждой эпохи должен сопровождаться природными катаклизмами невиданной мощи, по этой причине у нас сложилось мнение о конце света в 2012 году . Существует догадка, что современный цикл был назван майя «Солнцем движения». Считается, что они предполагали, будто движение нашей планеты (а точнее, ее земной коры), может стать фактором конца света или наступлением нового цикла земли.

Структура календаря поистине оригинальна и значительно отличается от всех других известных календарных систем! Календарь древнейшего Южно–Американского племени майя представляет собой сложнейший и интереснейший инструмент фиксации течения календарного времени, в основе которого лежит галактический цикл.

Это был особый календарь, который соединял в себе не только лунный и солнечный циклы, но и учитывал период и скорость обращения Солнечной системы вокруг центра Галактики.

Собственно говоря, истории известно как минимум две календарные системы этого древнего народа. Одна - хааб. Это гражданский, бытовой календарь, год которого состоял из 365–ти дней: 18 месяцев по 20 дней; 5 дней в конце года (по одной версии - с 11 по 15 июля, по другой - с 18 по 22 декабря) назывались днями без имени и автоматически прибавлялись к основному количеству дней.

Именно по календарю хааб 16 июля (по другой версии - 23 декабря) принято считать началом нового года у майя. По древней легенде в этот день гигантская комета поразила Солнечную систему - с этого момента пошёл отсчёт цивилизации майя.

Вторая календарная система, именуемая «цолькин», имела ритуальное назначение.

По этому календарю жили только жрецы, называющие себя посланцами Галактики или звёздными путниками (обычные люди к нему даже не прикасались). Измерение времени по этому календарю и принято называть галактическим циклом. Год «цолькин» состоял из 260–ти дней и делился на 13 месяцев по 20 дней. 13 и 20 - это два особо чтимых у майя числа.

5. Архитектура цивилизации майя

Что касается жилищ, то в то время как рядовые общинники ютились в маленьких хижинах с оштукатуренными стенами и крышами, крытыми тростником, жрецы и представители правящей верхушки размещались в каменных зданиях, самое лучшее из которых принадлежало верховному жрецу. Его дворец также был построен из камня.
Центральные районы городов были заселены жрецами и другими представителями высших каст, чьи особняки располагались вокруг храма. Окраины города были местом жительства бедного люда. Характерно, что все городские колодцы были сосредоточены в центральных районах около домов сановников и жрецов.

Наиболее значимой постройкой, располагавшейся в центре каждого города, была ступенчатая пирамида, выполнявшая роль усыпальницы для знатных людей.


Пирамиды строились в основном из песчаника, известняка или туфа, и обрабатывались примитивным инструментом из камня – каменным долотом. Что характерно, уже в то время массивные толстые стены покрывались слоем известковой штукатурки, декоративной мозаикой, а так же художественной росписью. Нельзя оставить без внимания и построенную легендарную пирамиду в честь могущественного бога Кулькана, часто именуемую Храмом Кулькана, или же «Пернатым Змеем».

В
ысотой 25 метров, строение ориентировано строго по сторонам света. В день весеннего и осеннего равноденствия, на ступенях пирамиды, наблюдается занимательный визуальный эффект: изображение священного змея, состоящее из света и тени, скользит по ступеням к основанию пирамиды. Данное явление наблюдается в течение 3-х часов.

Одним из значимых памятников архитектуры, дошедшим до наших времен, является Священный Колодец, или как его еще называют – Колодец Жертв. Шириной 60м и глубиной около 30 м, он являлся алтарем жертвоприношения. У племен майя существовала легенда, что красивые девушки, могут выпросить у богов урожайный год, и когда возникала необходимость в дожде, девушки бросались в колодец.

Строения майя состоят из множества каменных плит, что требовало навыков обработки камня и ваяния. Предполагается, что майя изобрели сборные конструкции. Майя не знали металлов, пригодных для изготовления инструментов, во всех строительных работах использовалось каменное долото. Они единственные применяли известковый раствор в строительстве. Найдены остатки игровых полей для своего рода баскетбола, где игроки забрасывали каучуковый мяч в укрепленные каменные кольца. Искусство, непосредственно связанное с архитектурой, ваяние, представлено различными каменными скульптурами знати, богов. Для обработки каменных изображений также служил камень.

Отдельно стоит остановиться и на изучении фресок племени Майя. Побывавшие на родине майя часто изумляются поразительному сходству современных обитателей Юкатана с изображениями их далеких предков...

Столица Юкатана, Мерида. Жизнь этого города связана с майя. Здесь говорят на языке, произошедшем из языка древних майя. Его жители не похожи на другие народы Латинской Америки. Их лица удивительно напоминают лица статуй майя.

Кажется, что все они только что сошли с фресок и барельефов древних храмов и дворцов Паленке, Бонампака, Ушмаля, Чичен-Ицы… Горбатый, почти полукруглый нос, острый, но не выступающий вперед подбородок, чуть-чуть раскосые черные глаза. И только лоб не такой опрокинутый и заваленный назад, каким его изображали художники и скульпторы древности.

6. Древние рукописи племени Майя

Когда в 16 веке испанские священники появились на Юкатане, они находили сотни книг и сжигали их. Один из видов летописи древнего народа был потерян почти навсегда...Что же осталось нам из письменного наследия древних майя? К счастью, от костров испанской инквизиции чудом уцелели четыре рукописи майя. На длинной полосе коричневой бумаги, сделанной из луба фикуса и сложенной складками наподобие веера, волосяной кисточкой нанесены таинственные знаки и непонятные рисунки. Путь и обстоятельства перемещения этих книг из родных мест в Европу неизвестны. Достоверно известно лишь место их нынешнего нахождения.

Одна рукопись из 74 страниц хранится в Дрездене (так называемый «Дрезденский кодекс»). Длина её составляет 3,56 метров, размер страницы - 20,5 х 9 см.

Из существующих кодексов майя этот считается самым прекрасным и самым древним. Он выделяется изысканностью линий и удивительным цветом.

Другая рукопись, состоящая из 112 страниц, хранится в Мадриде («Мадридский кодекс»). Длина её - 6 метров. Она тоже сложена складками, однако, у неё нет начала и конца.

В еще худшем состоянии фрагмент рукописи на 24 страницах, найденный в архивах парижской библиотеки. «Парижский кодекс» имеет длину 1,45 метров, содержит текст из 1600 иероглифов и многочисленные изображения божеств.

Четвертая рукопись - так называемый «Кодекс Гролье» - очень плохо сохранилась и содержит лишь отрывочные тексты.

В качестве главного персонажа всех рукописей выступает бог Чак, изображенный с длинным носом и острыми клыками. В руках это божество держит орудия для обработки земли, используемые индейцами: палку-копалку, топор и факел. Характерно, что Чак, как бог плодородия и земледелия, в большинстве случаев изображался на фоне дождя.

В произведениях искусства майя мотивы дождя и подсечно-огневого земледелия встречаются часто. Так, на одном из каменных рельефов, найденном в древнем городище Тикаль, высечен жрец, костюм которого украшен изображением лягушки (любое земноводное считалось у этого народа символом дождя и плодородия). При этом жрец одной рукой упирается на усовершенствованную палку-копалку, а другую поднял к небесам, как бы вознося молитву. На стелах Тикаля также можно встретить сцены ритуального сева, совершаемого правителем, который, стоя на коленях, бросает в землю горсть зерен. Голова правителя увенчана венком из листьев маиса. Каждая земледельческая культура у майя имела свое божество.

Нет сомнений, что по содержанию все известные рукописи майя - это жреческие требники, указывающие, в какой день и каким богам нужно делать жертвоприношения. В основе кодексов - астрологические и календарные таблицы, по которым жрецы предсказывали часы появления на небе планет.

Конечно, если бы акты средневекового вандализма не приобрели столь широкого размаха, сохранилось бы гораздо большее число рукописей. Но костры не испепелили память и душу индейцев. Многое из того, что было записано в сожженных книгах, осталось в устной традиции и оттуда перекочевало в новые книги.

Народы майя населяли территории:

  • на западе - от мексиканского штата Табаско,
  • на востоке -до западных окраин Гондураса и Сальвадора.

Этот ареал делится на три четко различимые по климатическим и культурно-историческим особенностям области.

  1. Северная - полуостров Юкатан, сформированный известняковой платформой, - отличается засушливым климатом, бедной почвой и отсутствием рек. Единственные источники пресной воды -карстовые колодцы (сеноты).
  2. Центральная область охватывает мексиканские штаты Табаско, часть Чьяпаса, Кампече, Кинтана-Роо, а также Белиз и гватемальский департамент Петен. Эту область составляют низменности, изобилующие естественными водоемами и пересекаемые крупными реками Усумасинта, Мотагуа и др. Территория покрыта влажными тропическими лесами с разнообразной фауной, богатым выбором съедобных плодов и растений. Здесь, как и на севере, практически нет полезных ископаемых.
  3. К Южной области относятся горные цепи высотой до 4000 м. штата Чьяпас и гватемальского нагорья. Территория покрыта хвойными лесами и отличается умеренным климатом. Здесь встречаются различные минералы -жадеит, нефрит, обсидиан, пирит, киноварь, ценившиеся майя и служившие предметами торговли.

Климат всех областей характеризуется сменой сухого и дождливого сезона, требующей точности определения времени посева, что невозможно без развития астрономических знаний и календаря. Фауна представлена копытными (пекари, тапиры, олени), хищниками семейства кошачьих, разновидностями енотов, зайцев и рептилиями.

История цивилизации майя

Периодизация истории майя

  • …-1500 г. до н.э. - Архаический период
  • 1500-800 гг. до н.э. - Ранний формативный
  • 800-300 гг. до н.э. - Средний формативный
  • 300 г. до н.э. - 150 г. н.э. - Поздний формативный
  • 150-300 гг. - Протоклассический
  • 300-600 гг. - Раннеклассический
  • 600-900 гг. - Позднеклассический
  • 900-1200 гг. - Ранний постклассический
  • 1200-1530 гг. - Поздний постклассический

Проблема заселения региона майя пока далека от окончательного решения. Некоторые данные позволяют предполагать, что прото-майя пришли с севера, продвигаясь вдоль побережья Мексиканского залива, вытесняя местное население или смешиваясь с ним. Между 2000-1500 гг. до н.э. стали расселяться по всей зоне, распадаясь на различные языковые группы.

В VI-IV вв. до н.э. в Центральной области появляются первые городские центры (Накбе, Эль-Мирадор, Тикаль, Вашактун), отличающиеся монументальностью построек. В этот период городская планировка приобретает характерный для городов майя вид - приспособленное к рельефу сочленение самостоятельных, астрономически ориентированных акрополей, представляющих прямоугольную площадь, окруженную храмовыми и дворцовыми постройками на платформах. Ранние города майя формально продолжали сохранять родо-фратриальную структуру.

Классический период - I (III) -X вв. н. э.- время окончательного оформления и расцвета культуры майя. На всей территории майя возникают городские центры с подчиненными территориями города-государства. Как правило, города на этих территориях отстояли от центра не далее 30 км, что, видимо, обусловлено проблемами коммуникации из-за отсутствия в регионе тягловых животных. Население наиболее крупных городов-государств (Тикаль, Калакмуль, Караколь) достигало 50-70 тыс. человек. Правители больших царств носили титул ахав, а подчиненные им центры управлялись местными правителями - сахалями. Последние не были назначаемыми чиновниками, а происходили из местных правящих родов. Существовала и сложная дворцовая иерархия: писцы, чиновники, церемонимейстеры и др.

Несмотря на меняющуюся структуру социальных отношений, власть в городах-государствах передавалась по племенной схеме, что находило свое выражение в пышном культе обожествленных царских предков, кроме того, власть могла принадлежать и женщинам. Поскольку акрополи и города майя носили «генетический» характер и ассоциировались только с конкретными представителями того или иного рода, это явилось причиной периодического запустения отдельных акрополей и окончательного «оставления» городов майя в X в., когда вторгшиеся захватчики уничтожили представителей элиты, связанных кровным родством с захороненными в пределах акрополей (пирамидах) предками. Без такой связи акрополь утрачивал значение символа власти.

Социальная структура

Свидетельство тенденции к централизации власти в III-X вв. - узурпация правителями столичных центров ритуальной игры в мяч, возникновение которой восходит к временам внутриплеменной ротации власти и коллективного принятия решений. Аристократия концентрирует в своих руках торговлю ценными предметами, бобами какао и минералами, используемыми для изготовления украшений и ремесленных изделий,- обсидианом, жадеитом и др. Торговые пути пролегали как по суше, так по рекам и морям, далеко уходя на чужие территории.

В иероглифических текстах упоминаются жрецы, разделявшиеся на

  • жрецов-идеологов,
  • жрецов-астрономов,
  • «видящих» и
  • прорицателей.

Для прорицаний использовались психоделические практики.

Деталь священной фрески из Сан-Бартоло (Гватемала). Ок. 150 г. до н.э. Картина, изображает рождение космоса и доказывает божественное право правителя.

Основу общества составляли свободные общинники, селившиеся семейными домовладениями иногда вблизи городов, а иногда и на значительном удалении от них, что связано с характером землепользования и необходимостью менять (из-за снижения урожайности) каждые 4 года обрабатываемые семьей посевные участки.

В свободное от сева и сбора урожая время, общинники участвовали в общественных работах и военных компаниях. Только в постклассическом периоде стала выделяться особая прослойка полупрофессиональных воинов-хольканов, которые требовали от общины «услуг и подношений».

В текстах майя часто упоминаются военачальники. Войны носили характер кратковременных набегов для разорения противника и иногда захвата пленников. Войны в регионе велись постоянно и способствовали реструктуризации политической власти, усиливая одни города при ослаблении и подчинении других. Данных о рабовладении у классических майя нет. Если рабов и использовали, то в качестве домашних слуг.

Сведения о правовой системе майя отсутствуют.

Кризис X века — политическая и культурная перестройка

К X в. в Центральном районе начинаются активные миграции, при этом резко, в 3-6 раз сокращается население. Городские центры приходят в запустение, политическая жизнь замирает. Строительство почти не ведется. Меняются ориентиры в идеологии и искусстве - культ царских предков утрачивает первоочередное значение, тогда как обоснованием власти правителя становится происхождение от легендарных «тольтекских завоевателей».

На Юкатане кризис конца классического периода не привел к сокращению населения и падению городов. В ряде случаев гегемония от старых, классических центров переходит к новым. Процессы социальных и политических изменений после разрушения тольтеками традиционной для майя системы городской власти наблюдаются в постклассическом периоде на примере таких городов, как

  • Чичен-Ица тольтеков в X-XIII вв.;
  • Майяпан в период правления Кокомов в XIII-XV вв.;
  • постклассический Мани, в подчинении которого в XVI в. находилось 17 городков и селений.

К моменту появления испанцев на юго-востоке Юкатана сформировалось государство Акалан (майя-чонталь), где уже выделился столичный город Ицамканак с подчиненными 76 городами и селениями. В нем администрация, храмы, 100 домов из камня, 4 квартала со своими покровителями и их храмы, совет глав кварталов.

Конфедерации городов со своей столицей стали новым типом политико-территориальных образований, контролировавшим политическую, административную, религиозную и научную сферы жизни. В сфере духовной концепция реинкарнации уходит в область религиозной абстракции, что позволяет городам (возникающим столицам) сохранять свои функции и после смены власти. Междоусобные войны становятся нормой, город приобретает оборонительные характеристики. Одновременно происходит рост территории, усложнение системы контроля и защиты.

У юкатанских майя существовало рабовладение, была развита торговля рабами. Рабов использовали для переноски тяжестей и домашней работы, но чаще приобретали для принесения в жертву.

В горной Гватемале с наступлением постклассического периода распространяется «майя-тольтекский стиль». Очевидно, проникшие науакультурные группы были, как и на Юкатане, ассимилированы местным населением. В результате образовалась конфедерация 4 племен майя - какчикелей, киче, цутихиль и рабиналь, подчинившая в XIII-XIV вв. различные майя- и науаязычные племена горной Гватемалы. В результате междоусобиц конфедерация вскоре распалась, почти одновременно с вторжением ацтеков и появлением в начале XVI в. испанцев.

Хозяйственная деятельность

Майя практиковали экстенсивное подсечно-огневое земледелие с регулярной сменой участков. Главной культурой были маис и фасоль, составлявшие основу рациона. Особую ценность представляли бобы какао, использовавшиеся и в качестве обменной единицы. Выращивали хлопок. Домашних животных у майя не было, за исключением особой породы собачек, иногда употреблявшихся в пищу, из птицы - индюков. Функцию кошки выполняла носуха - разновидность енота.

В классический период майя активно применяли ирригацию и другие способы интенсивного земледелия, в частности «приподнятые поля» схожие со знаменитыми ацтекскими чинампами: в долинах рек создавались искусственные насыпи, которые при разливах возвышались над водой и задерживали ил, что значительно повышало плодородие. Для повышения урожайности участок одновременно засевали маисом и бобовыми, что создавало эффект удобрения почвы. Вблизи жилища высаживались фруктовые деревья, перец-чиле, являющийся важным компонентом пищевого рациона индейцев.

Землевладение продолжало оставаться общинным. Институт зависимого населения был развит мало. Главной сферой его применения могли быть плантации многолетних культур - какао, фруктовых деревьев, находившихся в частной собственности.

Культура цивилизации майя

Научные знания и письмо

Майя разработали сложную картину мира, в основе которой лежали представления о реинкарнации и бесконечном чередовании циклов мироздания. Для своих построений они использовали точные математические и астрономические знания, сочетающие циклы Луны, Солнца, планет и время прецессионного оборота Земли.

Усложнение научной картины мира потребовало разработки письменной системы на основе ольмекской. Письмо майя было фонетическим, морфемно-силлабическим, предполагавшим одновременное использование около 400 знаков. Одна из наиболее ранних надписей - 292 г. н. э.- обнаружена на стеле из Тикаля (№ 29). Основное количество текстов было нанесено на монументальные памятники или предметы мелкой пластики. Особый источник представляют тексты на керамических сосудах.

Книги майя

Сохранились лишь 4 рукописи майя -«кодексы», представляющие сложенные гармошкой (страницами) длинные полосы бумаги из коры фикуса («индейская бумага»), относящиеся к постклассическому периоду, очевидно, переписанные с более древних образцов. Регулярное переписывание книг, вероятно, издревле практиковалось в регионе и было связано со сложностями хранения рукописей в условиях влажного жаркого климата.

Дрезденская рукопись представляет собой полосу «индейской бумаги» длиной 3,5 м, высотой 20,5 см, сложенной в 39 страниц. Она была создана ранее XIII в. на Юкатане, откуда ее вывезли в Испанию в дар императору Карлу V, от которого она попала в Вену, где в 1739 г. у неизвестного частного лица ее приобрел библиотекарь Иоганн Кристиан Гетце для Дрезденской Королевской библиотеки.

Парижская рукопись - полоса бумаги общей длиной 1,45 м и 12 см высотой, сложенной в 11 страниц, из которых начальные полностью стерты. Рукопись относится к периоду правления династии Кокомов на Юкатане (XIII-XV вв.). В 1832 г. она была приобретена Парижской Национальной библиотекой (хранится здесь и ныне).

Мадридская рукопись была написана не ранее XV в. Она состоит из двух фрагментов без начала и конца «индейской бумаги» высотой 13 см, общей длиной 7,15 м, сложенных в 56 страниц. Первая часть была приобретена в Эстремадуре Хосе Игнасио Миро в 1875 г. Поскольку было высказано предположение, что она некогда принадлежала завоевателю Мексики Кортесу, то отсюда ее название - «кодекс Кортеса», или кортезианская. Второй фрагмент в 1869 г. был приобретен Брассер-де-Бурбуром у дона Хуана Тро-и-Ортолано и был назван ортоланским. Соединенные вместе куски стали называться Мадридской рукописью, она хранится с тех пор в Мадриде в Музее Америк.

Рукопись Гролье находилась в частном собрании в Нью-Йорке. Это скорее фрагменты 11 страниц без начала и конца, датируемые XIII в. Очевидно, эта майяская рукопись, происхождение которой неизвестно, была составлена под сильным миштекским влиянием. Об этом свидетельствует специфическая запись цифр и особенности изображений.

Тексты на керамических сосудах майя называют «глиняными книгами». В текстах отражены практически все стороны жизни древнего общества-от быта до сложных религиозных представлений.

Дешифровка письма майя была осуществлена в 50-е годы XX в. Ю.В. Кнорозовым на основании разработанного им же метода позиционной статистики.

Архитектура

Наивысшего расцвета архитектура майя достигает в классический период: активно воздвигаются церемониальные комплексы, условно называемые акрополями, с пирамидами, дворцовыми сооружениями и стадионами для игры в мяч. Строения группировались вокруг центральной прямоугольной площади. Здания возводились на массивных платформах. При строительстве использовался «ложный свод» - пространство между кладкой крыши постепенно сужалось кверху, пока стены свода не смыкались. Крышу часто венчали массивные гребни, украшенные лепниной. Техника строительства могла быть разной - от каменной кладки до бетонообразной массы и даже кирпичей. Здания раскрашивались, чаще красным цветом.

Выделяются два основных типа построек - дворцы и храмы на пирамидах. Дворцы представляли собой длинные, как правило одноэтажные здания, стоявшие на платформах, иногда многоярусных. При этом переход по анфиладам комнат напоминал лабиринт. Окон не было и свет проникал лишь сквозь дверные проемы и специальные вентиляционные отверстия. Возможно, дворцовые постройки отождествлялись с длинными ходами пещер. Почти единственным примером построек в несколько этажей является дворцовый комплекс в Паленке, где еще и возведена башня.

Храмы ставились на пирамидах, высота которых иногда достигала 50-60 м. К храму вели многоступенчатые лестницы. Пирамида воплощала гору, в которой находилась легендарная пещера прапредков. Поэтому здесь же могло помешаться элитное захоронение - иногда под пирамидой, иногда в ее толще, а чаще сразу под полом храма. В некоторых случаях пирамида возводилась непосредственно над естественной пещерой. Сооружение поверх пирамиды, условно называемое храмом, не обладало эстетикой внутреннего весьма ограниченного пространства. Функциональное значение имели дверной проем и помещавшаяся у стены напротив этого проема скамья. Храм служил лишь обозначением выхода из пещеры прапредков, о чем свидетельствует его внешнее убранство и иногда связь с внутрипирамидальными погребальными камерами.

В постклассику появляется новый тип площади и сооружений. Ансамбль формируется вокруг пирамиды. По сторонам площади возводятся крытые галереи с колоннами. В центре располагается небольшая церемониальная платформа. Появляются платформы для стояков с жердями, унизанными черепами. Сами сооружения значительно сокращаются в размерах, иногда не соответствующие человеческому росту.

Скульптура

Фризы зданий и массивные кровельные гребни покрывались лепниной из известкового раствора -штука. Притолоки храмов и воздвигавшиеся у подножий пирамид стелы и алтари покрывались резьбой и надписями. В большинстве областей ограничивались техникой рельефа, только в Копане получила распространение круглая скульптура. Изображались дворцовые и батальные сцены, ритуалы, личины божеств и т. д. Как и здания, надписи и монументы обычно раскрашивались.

К монументальной скульптуре относятся и стелы майя - плоские, высотой около 2 м монолиты, покрывавшиеся резьбой или росписями. Наиболее высокие стелы достигают 10 м. Стелы как правило ассоциированы с алтарями - круглыми или прямоугольными камнями, устанавливавшимися перед стелами. Стелы с алтарями являлись усовершенствованием ольмекских монументов и служили для передачи трехуровневого пространства мироздания: алтарь символизировал нижний уровень - переход между мирами, средний уровень занимало изображение событий, происходящих с конкретным персонажем, а верхний уровень символизировал возрождение новой жизни. В случае отсутствия алтаря изображаемый на нем сюжет компенсировался появлением на стеле нижнего, «пещерного», уровня, или рельефной ниши, внутри которой и помещалось основное изображение. В некоторых городах большое распространение получили грубо закругленные плоские алтари, клавшиеся на землю перед стелой, или же каменные фигурные изображения рептилий, как например, в Копане.

Тексты на стелах могли посвящаться историческим событиям, но чаще всего носили календарный характер, отмечая периоды правления того или иного правителя.

Живопись

Произведения монументальной живописи создавались на внутренних стенах зданий, погребальных камер. Краска накладывалась либо по сырой штукатурке (фреска), либо по сухому грунту. Основная тема росписей - массовые сцены сражений, празднеств и т. д. Наиболее известны росписи Бонампака - здания из трех помещений, стены и потолки которых целиком покрыты росписью, посвященной победе в военных действиях. К изобразительному искусству майя следует отнести полихромную роспись на керамике, отличающуюся большим сюжетным разнообразием, а также рисунки в «кодексах».

Драматическое искусство

Драматическое искусство майя вышло непосредственно из религиозных церемоний. Единственное дошедшее до нас произведение - это драма Рабиналь-Ачи, записанная в XIX в. В основе сюжета -пленение воина киче воинами общины рабиналь. Действие развивается в форме своеобразного диалога пленника с другими главными героями. Основной поэтический прием -традиционное для устного индейского фольклора ритмическое повторение: участник диалога повторяет фразу, сказанную его противником, и затем произносит свою. Исторические события - войны рабиналя с киче - накладываются на мифологическую основу - сказание о похищении богини вод-супруги старого бога дождя. Драма кончалась реальным жертвоприношением главного героя. Дошли сведения о существовании других драматических произведений, а также комедий.

В древнем городе майя в Мексике внутри одной из пирамид найдена ещё одна пирамида.
Исчезнувшая индейская цивилизация оставила после себя ещё очень много неразгаданных тайн и секретов. Вашему вниманию подборка наиболее необъяснимых явлений и артефактов, которые создали майя.

1. Рисунки в перуанской пустыне

Одна из головоломок майя - гигантские рисунки в перуанской пустыне Наска. Площадь в 500 квадратных километров покрыта различными фигурами, изображениями животных и растений. Полностью рассмотреть рисунок можно только с довольно большой высоты. Что они означают и зачем были сделаны - до сих пор остаётся загадкой.

2. Обряды кровопускания

В обрядах индейцев майя человеческая кровь имела важное ритуальное значение. В том числе один из главных ритуалов - кровопускание. Его производили путём протыкания языка, губ, ладоней и продевали через отверстие шнурок, по которому кровь стекала в сосуд. Процесс кровопускания изменял работу мозга и способствовал появлению галлюцинаций, которые древние принимали за видения.

3. Календарь май я , основанный на цикле движения небесных тел

В основе календаря майя лежат 20 чисел и 12 символов. Система подсчёта кардинально отличается от современной и основывается на цикле движения небесных тел. Также он указывает на некоторые возможные векторы развития человечества. При этом календарь уже успел предсказать некоторые события известной нам истории: мировые войны, крупные теракты.

4. Сеноты

Сеноты представляют собой естественные провалы карстовых или известняковых пещер, в которых протекают подземные воды. Крупнейшие сеноты находятся на полуострове Юкатан в Мексике. Провалы использовались древними индейцами как водные источники и места жертвоприношений. Майя называли такие места «врата в царство мёртвых».

5. Храм Кукулькана в Мексике

На вершине пирамиды располагается небольшой храм с четырьмя входами. В нём совершались жертвоприношения. Есть версия, что майя пользовались пирамидой как календарём. Каждая из четырёх лестниц храма имеет по 91 ступеньке, что суммарно равно 364 + одна базовая платформа - 365. В дни весеннего и летнего солнцестояния на ступенях пирамиды можно наблюдать интереснейшее явление, которое индейцы называли «пернатый змей». Свет и тень образуют на уступах семь треугольников, и, когда лучи солнца скользят по пирамиде, тень приходит в движение и напоминает ползущий хвост змеи.

6. Храм семи кукол

Храм семи кукол назван так в честь найденных в его стенах семи декоративных фигур. Здесь майя тоже устраивали «световое шоу»: в день весеннего равноденствия солнце светит насквозь через два окна в противоположных стенах храма. Зачем это нужно - загадка.

7. Каменная голова из Гватемалы

В 30-х годах 20 века в джунглях Гватемалы учёные обнаружили огромную голову из песчаника. Черты лица статуи были не похожи на особенности внешности древних майя или других народов, которые жили на этих территориях. Исследователи предполагают, что черты лица статуи изображали представителя древней инопланетной цивилизации. К сожалению, сейчас изучить находку не представляется возможным, так как бойцы революционной армии Гватемалы использовали статую в качестве мишени и почти полностью разрушили её.

8. Загадочные артефакты

В 2012 году мексиканское правительство показало несколько артефактов древних майя, которые скрывало от общественности в течение 80 лет. Фигурки необычны тем, что изображённые на них рисунки очень сильно напоминают космические корабли. Хотя существует версия, что это просто подделка, созданная местными ремесленниками в преддверии конца света, которое должно было произойти 20 декабря 2012 года.

9. Хрустальные черепа

Хрустальный череп, найденный в 1924 году британским исследователем Альбертом Митчеллом-Хеджесом, - один из самых загадочных предметов, оставшихся от майя. При исследовании таинственного артефакта учёные выяснили, что его возраст составляет от 5 до 35 тысяч лет. Череп весом 5 килограмм был изготовлен из целого куска хрусталя, при этом его полировка тоже рождает кучу вопросов: следов микроцарапин на поверхности просто нет, а чтобы обработать такой материал вручную, потребовалось бы не меньше 300 лет непрерывной работы. В глазницах черепа встроена система линз и призм, которые вызывают необычные оптические эффекты.

Вконтакте

В наши дни майя – это племя индейцев, проживающее на территории Южной Америки. Сегодня они живут в таких странах как Мексика , Гондурас, Гватемала и Белиза. А начиная с 2000 года до нашей эры, это была древняя цивилизация в Центральной Америке. Им покорялись все древние народы и племена, жившие на этой территории. Майя и цивилизация в то время были синонимами. Древняя цивилизация майя господствовала на протяжении 12 столетий. Пик ее расцвета припадает на 900-й год нашей эры. После этого начинается продолжительный период упадка культуры, причин которого история не раскрывает.

Майя называли людьми, которые соизмеряют свою жизнь с небесами. При этом быт племени оставался достаточно примитивен. Основным занятием было земледелие. Орудия труда были самые простые. Ученые утверждают, что майя не знали даже колеса. Тем более поражает тот факт, что в период своего расцвета, племя майя создало неповторимые произведения искусства, храмы, гробницы, чудо-города и другие памятники архитектуры. Еще больше поражают их знания в астрономии, созданная ими система измерения времени и письменность.

В то время, когда колонизаторы из старого света ступили на восточное побережье Южной Америки, майя цивилизация пришла почти в полный упадок. В период же своего расцвета она занимала всю Центральную Америку. Колонизаторы по варварски отнеслись к доставшимся им от цивилизации майя произведениям искусства и архитектурным памятникам. Они считали их «языческими идолами», наследием языческой культуры и безжалостно уничтожали. Но даже то, что осталось сегодня от культуры и знаний древних майя, поражает воображение современных ученых.

По праву, одним из главных достижений майя считается их уникальный календарь, в основу которого положены точные астрономические расчеты. Наши ученые не перестают восхищаться его поразительной точностью. Древние жрецы майя использовали свои астрономические наблюдения как для решения насущных вопросов (например, в земледелии), так и объясняя более глобальные проблемы. Так жрецы майя очень точно рассчитали жизненные циклы нашей планеты, которые подтверждают и современные ученые. С наступлением 2012 года всех особенно волнует предсказание майя про, якобы надвигающийся, конец света . Каждый сам решает, стоит ли верить древним пророчествам майя про приближающийся апокалипсис.

Несомненно одно, причины, по которым эта древняя цивилизация исчезла, и сегодня остаются загадочными и непонятными. Люди просто массово покидали свои города. Существует несколько версий, но в чем именно настоящая причина не знает никто. Кто они, откуда пришли – остается загадкой и сегодня…

Кто хочет узнать больше, предлагаем просмотреть видео фильм: «Мексика. Майя. Неизвестная история.» в 6 частях. Фильм создан на базе материалов, собранных в ходе экспедиции в Мексику в марте 2007 года и основан на фактах, которые долгое время скрывались и замалчивались. Приятного просмотра.

Видео фильм: «Мексика. Майя. Неизвестная история»

Загадки цивилизации майя

Как ни удивительно, но более двух веков после испанского завоевания ни ученые, ни авантюристы не придавали особого значения полуострову Юкатан. Может быть, из-за жаркого климата, а возможно, из-за явного недостатка в тех землях минеральных ресурсов. Лишь в XIX веке там было обнаружено множество величественных городов, сооруженных древними майя…

Они жили здесь за тысячи лет до Колумба. Когда Париж был еще деревней, они строили удивительные города в джунглях. Они играли в мяч не на жизнь, а на смерть. Они - люди, которые говорят, что боги создали их из кукурузы. Майя выделялись своими познаниями в математике: на сотни лет раньше других высокоразвитых цивилизаций они ввели понятие нуля. Майя были великолепными строителями и возводили сооружения, подобных которым больше нигде в мире нет. Майя с компьютерной точностью могли вычислять движение планет и звезд, несмотря на отсутствие телескопов. Не менее удивительной была письменность майя: их загадочные письмена на протяжении столетий не поддавались расшифровке. Эта древняя цивилизация достигла знаний, которые до сих пор удивляют мир…

Чтобы выяснить тайну майя, проще всего было бы прочитать их книги. Но здесь опять загадка: большинство книг майя оказалось сожжено. И при довольно странных обстоятельствах. Это не был средневековый вандализм пьяной солдатни или невежественного инквизитора. Совсем наоборот, это сделал епископ Диего де Ланда, миссионер и просветитель индейцев, которого его современники считали святым. Культура майя была настолько необычной, а цивилизация такой высокоразвитой, что до сих пор археологи, этнографы, лингвисты не могут ответить на возникающие вопросы… Сделано много археологических открытий, написано немало книг о майя, выдвинуто огромное количество смелых гипотез и предположений. Но чаще всего они основаны скорее на полете фантазии их создателей, чем на реальных фактах.

Почему народ майя покинул свои города? Какова причина гибели этой цивилизации? Были ли майя потомками атлантов или еще более древних цивилизаций? Как объяснить поразительные свойства хрустального черепа, найденного на месте древнейшего поселения майя?

Несомненно, майя представляют собой одну из величайших цивилизаций, когда-либо существовавших на Земле. В джунглях Юкатана и на плоскогорьях современной Гватемалы рассеяно невероятное число древних городов и храмов: ступенчатые башни-пирамиды, тщательно вымощенные площади, ритуальные святилища, украшенные утонченной резьбой по камню и испещренные иероглифическими надписями. Величественные руины майя ошеломляют множеством загадок, и первая из них - изолированность этой культуры. Художественный стиль майя уникален даже в сравнении с соседней цивилизацией мексиканских нагорий. И все же их пирамиды, возвышающиеся над кронами деревьев джунглей, их иероглифы вызывают мысль о том, насколько поздно появились они во всемирной истории: ворвались на сцену почти через три тысячелетия после пика строительства пирамид в Египте, сравнение с которым неизбежно.

Впрочем, еще более драматичным, чем столь поздний расцвет майя, является их внезапное исчезновение. К 830 году нашей эры, после 500–600 лет неутомимой деятельности, все основные центры этой цивилизации были оставлены на произвол времени и джунглей. Из всех загадок майя эта является величайшей. В качестве гипотетических причин того, что прекрасные города майя были неожиданно оставлены, предлагались: гражданские потрясения, засуха и эпидемия, однако не было найдено никаких доказательств, подтверждающих какую-либо из этих теорий. А возможно, что каким бы странным это ни представлялось нашему образу мышления, майя совершенно сознательно покинули свои города, достигнув пика развития своей цивилизации. Но если так, то почему?

Тайна главных центров майя, заброшенных около 830 года н. э., тесно связана не только с загадкой иероглифической письменности этого народа, но и с календарными, математическими и астрономическими данными, оставленными майя. Когда испанские священники появились на Юкатане, они находили сотни книг и сжигали их. Так один из видов летописи древнего народа был потерян навсегда.

Что же осталось нам из письменного наследия древних майя? К счастью, от костров испанской инквизиции чудом уцелели четыре рукописи майя. На длинной полосе бумаги, сделанной из луба фикуса и сложенной складками наподобие веера, волосяной кисточкой нанесены таинственные знаки и непонятные рисунки. Путь и обстоятельства перемещения этих книг из родных мест в Европу неизвестны. Достоверно известно лишь место их нынешнего нахождения.

Одна рукопись из 74 страниц хранится в Дрездене (так называемый «Дрезденский кодекс»). Из существующих кодексов майя этот считается самым древним. Он выделяется изысканностью линий и удивительным цветом. Другая рукопись хранится в Мадриде («Мадридский кодекс»). В архивах парижской библиотеки хранится «Парижский кодекс». Четвертая рукопись - так называемый «Кодекс Гролье».

Нет сомнений, что по содержанию все известные рукописи майя - это жреческие требники, указывающие, в какой день и каким богам нужно делать жертвоприношения. В основе кодексов - астрологические и календарные таблицы, по которым жрецы предсказывали часы появления на небе планет.

Конечно, если бы акты средневекового вандализма не приобрели столь широкого размаха, сохранилось бы гораздо большее число рукописей. Но костры не испепелили память и душу индейцев. Многое из того, что было записано в сожженных книгах, осталось в устной традиции и оттуда перекочевало в новые книги майя.

Когда иероглифическое письмо было запрещено испанскими монахами, а древние книги сожжены, индейцы майя стали записывать свои пророчества, мифы, хроники не иероглифами, а латинскими буквами. Так в XVI веке сразу после конкисты появились книги «Чилам-Балам», повествующие об историческом прошлом и религии майя. Так дошел до наших дней важнейший литературный памятник, единственное произведение эпоса майя - «Пополь Вух» («Книга народов»).

Невозможно оценить, сколько потеряло человечество, какие возможности навсегда утратило с сожженными рукописями, которые, как известно, не горят только теоретически. Потенциал цивилизации майя настолько огромен, что даже если бы после майя остались только архитектурные памятники и художественные изделия, одно это поставило бы их на высшую ступень древних цивилизаций рядом с египтянами, греками, индусами эпохи династии Гупта, строителями храмов острова Ява, китайцами династии Тан и японцами классического периода Хэйан. А научные достижения майя поражают и значат ничуть не меньше, если не больше, чем гармоничная возвышенность их художественных творений.

Обычно под научными открытиями майя подразумевают их календарную систему. Как же календарная система майя связана с секретом их происхождения и загадкой запустения основных центров к 830 году н. э.? Куда отправились майя после этого? Разумеется, часть из них осталась, но возрождение цивилизации майя наступило лишь в конце десятого столетия, и этот разрыв столь очевиден, словно двухвековой пробел был сознательным и преднамеренным. Разница между так называемой «Новой Империей майя» и цивилизацией, существовавшей до 830 года н. э., поражает еще и тем, что к моменту появления испанцев у «новых» майя полностью изгладились все воспоминания о прошлом. Но календарь остался. Если это ключ, то для кого?

Этот народ поднялся на недоступные вершины абстрактного математического мышления, одновременно приспособив его к своим практическим нуждам. Все расчеты осуществлялись с помощью уникальной, невероятно простой, но гибкой системы счисления, которая была основана на числе 20 (а не 10, как в нашей десятичной системе) и использовала всего лишь три условных обозначения. Почему именно 20 стало основой их счета, установить уже невозможно. Но на помощь приходит простая логика. Она подсказывает, что для древних майя сам человек стал идеальной математической моделью, которую они и взяли за единицу счета. Действительно, что может быть естественней и проще числа пальцев на руках и ногах?

Между прочим, такому объяснению есть подтверждение. Слово «виналь» (так на языке майя назывался двадцатидневный месяц) этимологически связано со словами «двадцать» и «человек». По-видимому, говоря «один человек», древние майя механически представляли себе число 20 (если, конечно, в это время речь шла о каких-то количественных единицах).

Известно, что подавляющее большинство народов мира пользуется сейчас так называемой арабской цифровой системой, созданной в Индии в V веке н. э. В соответствии с этой системой цифры стоят друг за другом от первого порядка к последующим, а именно: единицы, десятки, сотни, тысячи и т. д. (вместо неуклюжей присоединительной системы у римлян).

Древние майя тоже пришли к использованию позиционного принципа. Однако, в отличие от европейцев, им не у кого было заимствовать этот принцип. Они сами додумались до него, причем почти на тысячу лет раньше!

Только запись цифр они вели не горизонтально (в строчку), а вертикально, снизу вверх, как бы возводя некую этажерку из цифр. Какие же вычисления производили майя?

Из сообщений испанцев мы знаем, что арифметические расчеты производили купцы. Но прежде всего математические действия с применением многозначных чисел связаны с астрономическими вычислениями, которые лежали в основе календаря. Так, начав с конкретного (один человек - двадцать пальцев), древние майя поднялись на вершину абстрактного мышления, создав двадцатеричную систему счета и оперируя с бесконечно большими величинами! Интересно отметить, что майя были знакомы с ними не только теоретически. Вспомним, например, стелы из священного города Копана, сплошь украшенные датами. На одной из них жрецы записали начальную дату летоисчисления рода человеческого - 5 041 738 год до нашей эры!

Календарь майя, несмотря на свою древность, удивительно точен. По современным расчетам, длина солнечного года составляет 365,2422 дня, тогда как майя на вершинах своих пирамид вычислили его длину в 365,2420 дня. Разница - всего две десятитысячных! И это рассчитано за тысячи лет до того, как другие астрономы, располагая более совершенными средствами вычисления, смогли достичь похожего результата! Для составления столь точного календаря, по мнению ученых, потребовалось бы наблюдать и записывать движения планет на протяжении приблизительно десяти тысяч лет! Возможно ли столь длительное существование цивилизации? Или жрецы майя унаследовали знания другой высокоразвитой цивилизации, не оставившей о себе никаких следов? Ответов на эти вопросы пока нет.

Весьма загадочно пророчество майя о 2012 годе. Ученые пересчитали календари майя в соответствии с современной системой летосчисления и извлекли из загадочных надписей любопытную информацию… Подобно другим народам Мезоамерики, майя считали, что Вселенная существует в рамках великих циклов. Жрецы говорили, что с момента сотворения рода людского минуло уже четыре таких цикла, или «Солнца». Ныне человечество живет в эпоху Пятого Солнца.

В Антропологическом музее в Мексике хранится знаменитый ацтекский календарный «Камень Солнца» - огромный базальтовый монолит диаметром 3,5 м и весом 24,5 тонны. Раньше он был цветным. Он отражает представления древних о далеком прошлом. В центре камня изображен Тонатиу Майя - бог Солнца нынешней эпохи. По сторонам расположены символы четырех предшествующих эпох. Солнечный камень на языке символов говорит нам, что каждая эпоха имела своего бога, что за четыре предыдущих эпохи сменились четыре человеческие расы, прежде чем появились современные люди. Все предшествующие культуры погибли во время великих катаклизмов, и лишь немногие люди остались в живых и поведали о том, что произошло.

Первое Солнце длилось 4008 лет и было разрушено землетрясениями и съедено ягуарами.

Второе Солнце длилось 4010 лет и было уничтожено ветром и его яростными циклонами.

Третье Солнце длилось 4081 год и было уничтожено огненным дождем, пролившимся из кратеров огромных вулканов.

Четвертое Солнце длилось 5026 лет и пало от воды, залившей все вокруг в гигантском наводнении.

Затем родилось Пятое Солнце, которое светит нам сегодня. Оно известно как «Солнце Движения», потому что, по представлениям индейцев, в эту эпоху произойдет движение Земли, от которого все погибнут.

Анализируя мифы о гибели четырех Солнц, ученые находят прямые аналогии с некоторыми природными катастрофами. Когда же в таком случае следует ожидать великой подвижки земли, которая послужит концом Пятого Солнца?

Жрецы считали, что скоро, так как Пятое Солнце уже очень старое и приближается к концу своего цикла… На планете Земля 23 декабря 2012 года произойдут некоторые события. Ведь в этот день должно закончиться Пятое Солнце!

Согласно хронологии майя, современная эпоха началась 12 августа 3114 года до н. э. и должна завершиться 23 декабря 2012 года н. э. Никто пока не объяснил, откуда майя взяли именно эти даты и какие причины побудили их создать такие сложные системы отсчета времени. Однако сейчас, когда «будильник», созданный майя, готов вот-вот зазвонить, мы начинаем понимать, что они обладали такими знаниями, от которых в наше время зависит выживание рода человеческого!

В 2012 году во время декабрьского солнцестояния Солнце окажется в зоне Млечного Пути. Этот несложный расчет может сделать любой астроном. Феномен заключается в том, что, когда Солнце окажется в этой зоне, должно произойти обновление мира, его новое рождение. Одним словом, пророчество майя касается какого-то события, которое должно изменить ход истории. Одни предполагают, что на Земле наступит новая эра - эра духовного прозрения. Другие склонны считать, что майя предсказывали конец света.

В рационально-интеллектуальном климате XXI века совсем не модно серьезно относиться к пророчествам о конце света. Принято считать их продуктом суеверных умов и игнорировать. Но когда узнаешь больше о достижениях величайшей древней цивилизации, какой-то внутренний голос нашептывает: а не прислушаться ли к древним преданиям? Вдруг существует какой-то ничтожно малый шанс, что авторы этого пророчества вовсе не суеверные дикари? Вдруг они знали что-то такое, чего не знаем мы? Что если их предсказание о дате, когда кончится Пятое Солнце, окажется точным? Может быть, где-то в земных глубинах уже зреет ужасная геологическая катастрофа, предсказанная мудрецами майя. Даже по современным меркам майя с удивительной точностью определяли те или иные астрономические события. Что значат их предсказания относительно событий 2012 года? Возможно, ответ на эту загадку мы скоро узнаем и сами.

Поражают и ввергают в трепет архитектурные чудеса майянской цивилизации, их постройки невозможны без немыслимо точных расчетов и инженерных планов. Один из значительных городов древних майя - Чичен-Ица, занимающий площадь около трех квадратных километров. Самой известной постройкой Чичен-Ицы является пирамида Кукулькана. Другая известная постройка - Храм воинов с его колоннадой. В основе Храма воинов лежит пирамида с основанием 40x40 м, имеющая четыре уровня.

На территории города есть гигантский колодец, созданный природой. Этот знаменитый колодец - его и сейчас продолжают называть священным - поражает своими размерами. Почти круглый, словно его кто-то высверлил огромным коловоротом, он достигает в диаметре шестидесяти метров!

Колодец Смерти занимал важное место в жестокой религии древних. В его сине-зеленые воды жрецы майя сбрасывали жертв, чтобы умилостивить богов. Трудно сказать, как глубоко уходят его крутые, почти отвесно падающие вниз стены, однако хорошо известно расстояние от естественной кромки колодца до мутной глади поверхности его воды - двадцать метров!

Древние строители Чичен-Ицы точно выверяли расположение каждого строения в городе, достигая особого акустического эффекта, при котором усиливались даже самые тихие звуки. Экскурсоводы, стоя у пирамиды Кукулькан, с удовольствием демонстрируют изумленным туристам, как звук хлопка в ладоши вызывает многократно усиленное эхо на вершине пирамиды.

Удивительные акустические свойства имела и площадка для игры в мяч. Два человека, один из которых находился в Северном храме, а другой - в Южном, могли совершенно спокойно беседовать друг с другом, ничуть не напрягая голоса, хотя их разделяло расстояние в полторы сотни метров! Более того, никто другой (если только он не стоял рядом с беседующими) не мог услышать их разговор.

В это верится с трудом, но такая «система для переговоров» существует на площадке по сей день, и все желающие могут на себе испытать действие этого непостижимого для разума чуда. Как знать, был ли предусмотрен строителями заранее акустический эффект или, случайно его обнаружив, они довели до совершенства этот «каменный телефон»?

В архитектурном ансамбле Чичен-Ицы главенствует 25-метровая пирамида Кукулькан. Ее еще называют «Эль-Кастильо» (что в переводе с испанского означает «замок»). Пирамида была построена в XI веке и посвящена высшему богу. «Кукулькан» на языке майя означает «оперенный змей» (чаще встречается менее правильный перевод - «пернатый змей»). Высота пирамиды 25 метров, на ее верхней площадке расположен храм. В основании пирамиды лежит квадрат со стороной 55,5 м.

На сторонах пирамиды - 9 террас, по одной на каждую область царства мертвых. Так майя представляли себе загробный мир - то место, куда они отправлялись после смерти. К вершине пирамиды ведут четыре широкие крутые лестницы, поделенные на 18 пролетов, каждый из которых соответствовал месяцу года, так как в календаре майя было 18 месяцев. Каждая лестница состоит из 91 ступени. Если число ступеней лестницы умножить на число лестниц (4) и рассматривать платформу на вершине пирамиды, на которой стоит храм, как еще одну ступеньку, то получаем 91 х 4 + 1 = 365 - количество дней в году.

Эти цифры - вовсе не случайное совпадение. Ученые сделали заключение, что майя положили в основу пирамиды принцип календаря. Да и сама пирамида, вероятно, имела какое-то астрономическое значение. Пирамида ориентирована строго по четырем сторонам света. Лестница, идущая по северной стороне пирамиды, внизу по краям заканчивается змеиными головами, которые являются символом бога Кукулькана. Такое их расположение тоже не случайно. Подъем по лестнице на верхнюю площадку пирамиды небезопасен. Лишь одна, западная, лестница реставрирована, и по ней можно подниматься, держась за протянутую вдоль железную цепь.

При взгляде снизу на лестницу не чувствуешь перспективы, кажется, что ширина ступеней внизу и наверху пирамиды одинакова. Этот оптический обман, по-видимому, создан для усиления магического действия сооружения. В действительности лестница расширяется кверху таким образом, чтобы в точности компенсировать эффект перспективы.

Есть у пирамиды Кукулькан и еще одна интересная особенность. Она была обнаружена только в XX веке при реставрации этого сооружения. Дважды в году происходит явление, которое непосвященным может показаться чудом…

Геометрия и ориентация пирамиды Кукулькан выдержаны с немыслимой точностью, что позволило древним строителям добиться потрясающего и таинственного результата. Два раза в год, в дни весеннего и осеннего равноденствия, на пирамиде возникает особый визуальный эффект: с точностью швейцарского хронометра на ступенях северной лестницы из треугольников света и тени складывается изображение гигантского Священного Змея, медленно скользящего к основанию пирамиды…

А происходит это так:

17 часов 15 минут. На балюстрадах пирамиды начинается игра солнечного света. Появляется изображение, образованное тенью, которая отбрасывается северо-западным углом пирамиды. По мере того, как солнце опускается все ниже и ниже, картина становится более отчетливой.

17 часов 30 минут. Семь треугольников света полностью обрисовывают семь изгибов огромной извивающейся змеи. Ее хвост находится на верхней платформе пирамиды, а тело тянется вниз вдоль лестницы, где возле самой земли заканчивается внушительной скульптурой змеиной головы со свирепо разинутой пастью. Эта иллюзия длится ровно 3 часа 22 минуты.

Можно только предполагать, что это символизировало для майя. Возможно, тем, кто наблюдал это явление, казалось, что священный Пернатый змей Кукулькан как бы возвращается к жизни. Современные же паломники утверждают, что при виде необычного зрелища у них наступает духовное просветление.

Это почти волшебное явление древнего божества как сигнал наступления равноденствия показывает, что у древних майя существовала развитая геодезия и астрономия. Если бы пирамида была повернута хотя бы на один градус в сторону, удивительная игра света и тени никогда бы не проявилась!

Только цивилизация с высококвалифицированными топографами и астрономами могла добиться столь прецизионной точности, чтобы получить из игры света и тени уникальное изображение в точно заданном месте в точно заданный момент!

Еще один уникальный феномен культурной «загадки майя» - хрустальные черепа. Человеческие черепа - символ смерти - очень популярная тема в искусстве майя… В музеях мира собрано много скульптурных черепов всевозможных форм и цветов, размером от совсем маленьких до натуральной величины. Все они выполнены из разных видов природного кварца. Истинное происхождение этих черепов неизвестно из-за отсутствия соответствующих археологических записей. Но все они найдены в Мексике, Центральной и Южной Америке - зоне распространения древних цивилизаций ацтеков, инков и майя. Предположительно черепа имеют возраст в несколько тысячелетий, но точно определить дату их создания крайне сложно, так как метода определения возраста кварца пока не существует.

Кварц, из которого сделаны все эти черепа, известен как минерал, который обладает природным свойством усиления электрической энергии и широко применяется в современной науке и технике. Так как наше тело обладает электромагнитным полем, кварц в состоянии усиливать это поле. Поэтому с хрустальными черепами связан ряд необъяснимых феноменов. Многие люди ощущают прилив энергии, исходящей от них. На некоторых эта энергия оказывает исключительное влияние, вызывая яркие необычные состояния сознания, повышая духовные способности.

Сегодня многие ученые пытаются найти ответ на вопрос о происхождении хрустальных черепов и способе их изготовления. Но пока это остается тайной.

Среди всех черепов есть один поистине легендарный. Многие специалисты справедливо считают его одним из самых загадочных предметов древности. Он известен как череп Митчеллов-Хеджесов и назван так в честь известного ученого Фредерика Митчелла-Хеджеса и его приемной дочери Анны Легюйон Митчелл-Хеджес. Этот череп, окруженный ореолом тайны, вызвал множество догадок относительно его происхождения, возраста, способа изготовления и поразительного воздействия на психику человека.

История уникальной находки хрустального черепа очень интересна. Фредерик Митчелл-Хеджес, эксцентричный англичанин, был любителем острых ощущений и приключений. Он путешествовал по всему свету, несколько раз сколачивал состояние и снова терял его. В Канаде он встретил Анну, десятилетнюю сироту, и удочерил ее. Он был одержим мечтой найти исчезнувший древний город атлантов, который, по его предположению, некогда находился у побережья Гондураса.

Поиски исчезнувшей Атлантиды привели Хеджеса в 1924 году в Южную Америку, в джунгли полуострова Юкатан. Согласно наиболее распространенной версии, при раскопках разрушенного святилища индейцев майя - древнего города Лубаантун, где теперь находится портовый город Белиз, дочь исследователя, Анна Митчелл-Хеджес, копала землю, полагая, что в данном месте находился храм, и наткнулась на хрустальный череп необычайной красоты. Произошло это в день рождения Анны, когда ей исполнилось 17 лет.

Но есть еще одна версия. Хотя Анна утверждает, что сама нашла череп, по сведениям Британского музея, Ф. Митчелл-Хеджес купил его на аукционе в Лондоне и застраховал в 1943 году. Доказательство этой версии - отсутствие каких-либо фотографий из экспедиции в Белизе или документации о страховке до 1943 года. До сих пор неизвестно, была ли вообще экспедиция и кто владел черепом до Митчеллов-Хеджесов.

До 1944 года владелицей и хранителем черепа оставалась Анна, а затем его хранителем стал Фрэнсис Дорланд, известный реставратор произведений искусства, который долгое время занимался черепами. Он посчитал воздействие черепа на сознание «ошеломляющим» и «сверхъестественным» и через некоторое время вернул череп госпоже Митчелл-Хеджес. Но и Анна пришла к выводу, что череп обладает слишком большой силой, чтобы находиться в чьей-то личной собственности, и подарила его Музею американских индейцев в Нью-Йорке, где он с тех пор и находится.

Череп Митчеллов-Хеджесов - это идеально выполненная копия черепа в натуральную величину, высеченная из цельного кристалла кварца. Он весит 5 кг 190 г, его размеры приблизительно 12,7 см в ширину и 18 см в длину. Если не учитывать незначительных неточностей в скулах, это - анатомически правильная, точная копия человеческого черепа. Внутри кварц довольно неоднороден, видны множественные пороки: примеси, прожилки, пузырьки и даже мелкие полости, заполненные водой. Просто чудо, что череп не треснул и что ни один из дефектов структуры не вышел на поверхность, - она совершенно гладкая!

Хрустальный череп упорно хранит тайну своего изготовления. В 1970 году его изучали в калифорнийской кристаллофизической лаборатории фирмы «Хьюлет-Паккард». Исследования показали, что череп был выточен без учета молекулярной симметрии кристалла и чрезвычайной хрупкости материала. А это невозможно сделать, не раскрошив кристалл, даже при помощи лазера. Странным было и то, что на черепе не нашли ни одной микроскопической царапины от инструментов, которыми он был вырезан. В итоге один исследователь сказал: «Эта чертова вещь просто не может существовать!»

Ученые пришли к выводу, что ни одна из известных современных технологий не способна создать точную копию человеческого черепа из цельного куска кварца. Они даже отказались от полумиллиона долларов, которые предлагались тому, кто сделает копию хрустального черепа.

И их можно понять. Горный хрусталь - исключительно твердый материал. Его прочность не намного отличается от алмаза. Любой резец обязательно оставил бы следы на поверхности. А ведь у майя не было специальных приспособлений для обработки. Если изготавливать такой череп вручную, используя песок и воду, ушел бы не один век. Хрусталь можно расплавить при высоких температурах, но маловероятно, что для создания черепа использовался этот метод. Может, майя использовали какую-то пасту, изготовленную по особому рецепту? Высказывались предположения, что такая паста содержала сок какого-то редкого растения, который мог разъедать или размягчать кварц.

На этом все варианты, которые можно признать разумными, заканчиваются и начинаются предположения о каких-то неведомых технологиях, изобретенных учеными древней Атлантиды, а то и вообще внеземных цивилизаций.

Но как бы то ни было, остается восхищаться необъяснимым мастерством создателя хрустального черепа. Несомненно одно: этот потрясающий шедевр, изготовленный неведомым мастером, является одной из самых прекрасных загадок древней истории.

Череп обладает поразительными оптическими свойствами. В его полости и на дне глазных впадин размещены мастерски изготовленные линзы и призмы, позволяющие передавать изображения предметов. Скуловые душ лица действуют как световые трубки, вроде современных оптических волокон. Они проводят свет от основания черепа к глазным впадинам, где заканчиваются двумя миниатюрными линзами. Два выступа в основании черепа имеют форму маленьких пирамид. При направлении светового луча в полость черепа глазные впадины начинают ярко сверкать. Если направить луч света в центр носовой полости, череп начинает светиться полностью, и вокруг него возникает яркий ореол. Ученые предполагают, что череп использовали жрецы майя во время ритуальных церемоний, когда призматические «глаза» фокусировали солнечные лучи, вызывая появление из раскрытых челюстей сакрального языка пламени.

По преданию, когда верховный жрец желал кому-то смерти, используя магическую силу черепа, то смерть всегда наступала.

Из книги Коллапс автора Даймонд Джаред

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ЦИВИЛИЗАЦИЯ МАЙЯ Цивилизация майя считается одной из древнейших в Новом Свете, до сих пор среди ученых нет единства мнений в вопросе о том, правомерно ли говорить о ее исчезновении в результате европейской экспансии. Зарождение культуры майя относят ко II тысячелетию до

Из книги Загадочные исчезновения. Мистика, тайны, разгадки автора Дмитриева Наталия Юрьевна

Майя Древнюю цивилизацию майя по праву считают наиболее высокоразвитой и самобытной среди мезоамериканских цивилизаций. Она существовала на протяжении очень длительного периода времени (с 3000 г. до н. э. до XVI в н. э.) и оставила поразительный след в мировой истории

Из книги Безмолвные стражи тайн (загадки острова Пасхи) автора Кондратов Александр Михайлович

Загадки топонимики, загадки языка… Впрочем, и наименования отдельных частей острова Пасхи - а их известно несколько сотен! - также задают порой загадку исследователям. «Каждое собственное имя было когда-то нарицательным» - таков один из законов науки о собственных

автора

Глава 7 Загадки цивилизации богов: страна Дилмун "Вполне вероятно, что развитые в техническом отношении цивилизации процветали на Земле и до всемирного потопа и что все самые важные и нужные нам знания, аналогичные нашим, или отличные от них, были преданы оттуда…" Роббер

Из книги Дети Пятого Солнца [СИ] автора Андриенко Владимир Александрович

Глава 8 Загадки цивилизации богов: След Нетеру ….Вот уже три тысячи лет действует заговор молчания, заговор против истории, с целью скрыть истину, опасную для наших институций и нашей религии…. Робер Шарру Итак, что же мы выяснили в предыдущих главах? Только то, что

Из книги Проклятие фараонов. Тайны Древнего Египта автора Реутов Сергей

Древнейшие загадки цивилизации Если не египтяне, то кто? Могли ли древние египтяне самостоятельно возвести свои гигантские пирамиды и дворцы? Люди, которые лишь читали об этих сооружениях в учебниках истории, полагают: да. А вот многие из тех, кто бывал в этой стране и

Из книги Тайны майя. Солнечное время автора Зверева Е. С.

Дух майя Поскольку Хунаб Ку, или первоэнергия, Великий Дух, повсюду окружает нас, людей, и воспринимается разными способами - благодаря нашим пяти чувствам, мыслям или интуиции, - может произойти так, что мы перестанем обращать на него внимание. Ну, какой смысл

Из книги Основы логистической теории цивилизации автора Шкурин Игорь Юрьевич

1. Разграничение цивилизации и «не-цивилизации» Задолго до возникновения цивилизации абсолютно все люди на Земле жили в так называемом первобытном состоянии. Появление и развитие цивилизации очень долго никак существенно не влияло на сложившийся образ жизни

Из книги Великие культуры Месоамерики автора Соди Деметрио

Майя Во всем комплексе месоамериканских культур цивилизации майя принадлежит особое место. Принимая во внимание огромные достижения майя в области математики, астрономии, календаря и искусства, которые достигли невиданной изысканности и совершенства, многим хотелось